Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:31
Айседора Дункан, Чайковский и Архангельск

Когда прославленная американская танцовщица Айседора Дункан (Isadora Duncan) сообщила о своей предстоящей поездке в Советскую Россию, бывшие глава белогвардейского правительства в Архангельске Чайковский и русский посол в Париже Маклаков, по её словам, на коленях «умоляли меня не ехать в Россию, так как, по их уверениям, на границе я и Ирма будем изнасилованы, а если нам и удастся доехать до Петрограда, то нам придется есть суп, в котором будут плавать отрубленные человеческие пальцы...».

Отвечая им, во всех отношениях бывшим, она писала в женевской газете «Avan guarde»:«Я убеждена в том, что в России совершается величайшее в истории человечества чудо, какое только имело место на протяжении последних двух тысячелетий...»

И летом 1921-го она вместе с дочерью Ирмой уже была в большевистской Москве. А осенью того же года в газете «Рабочая Москва» было напечатано объявление об открытии «школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет» и примечание:«Предпочтение при приеме отдается детям рабочих».

Руководила Айседора Дункан своей школой-студией, где занималось 40 детей, три года. Причём в 1922-ом она послала телеграмму своему американскому импресарио: «Можете ли организовать мои спектакли участием моей ученицы Ирмы, двадцати восхитительных русских детей и моего мужа, знаменитого русского поэта Сергея Есенина». Но эти первые зарубежные гастроли московской студии не состоялись, так как заокеанские власти отказали в визах учащимся школы, а затем и лишили Дункан американского гражданства «за советскую пропаганду».

Когда же она покинула СССР, её детище не прекратило существование, а было преобразовано в Московскую студию имени Айседоры Дункан, которая более чем на два десятилетия пережила свою знаменитую основательницу. И за эти годы студия объехала с гастролями не только весь Советский Союз, но и выступала за границей. И, конечно же, побывала в Архангельске, которым также пугал её основательницу бывший местный правитель. Гастроли проходили летом 1936 года, и тогда же в газете «Правда Севера» было опубликована следующая рецензия:

Они танцуют босиком. Отброшены традиционные балетные туфельки, нет обычного балетного костюма, танец раскрепощен от формальных условностей так называемого «классического" балета. Ничего искусственного. Никаких пуантов. С кончиков пальцев балерина опустилась на полную ступень. Она стала на несколько сантиметров ниже, искусство танца от того неизмеримо поднялось...

Студия имени Айседоры Дункан является тем очагом, в котором развивается замечательное искусство, созданное замечательной артисткой, имя которой носит студия. Это искусство нового танца, построенного на прекрасных естественных движениях человеческого тела.

Танец и музыка неразрывно связаны между собой. Но в танце Дункан эта связь иная, чем в классическом балете. Там музыка несет подсобную службу, являясь лишь ритмической канвой для танца. Танец же Айседоры Дункан органически возникает из музыки, стремится прежде всего выразить ее содержание, обнажить ее внутренний смысл, дать как бы пластический рисунок музыки.

Это искусство — целый этап в борьбе за реалистический танец, за реалистическое искусство. На Западе оно не нашло себе благоприятной почвы. Вот почему после Октябрьской революции Айседора Дункан перенесла свою работу в Страну Советов. Здесь это искусство, несмотря на трагическую гибель Дункан, продолжает расти и развиваться, оплодотворяясь новым содержанием.

Приезд студии на Север — большое событие в культурной жизни Архангельска. Ее выступления оставляют неизгладимое впечатление. Волнующей радостью пронизана чудесная Джига — ирландский танец на музыку Шуберта — солнечная, как праздник молодости. С трогательной простотой, лишенной в то же время малейшего намека на сентиментальность, сделан «Музыкальный момент» Шуберта артисткой Вашницевой. С большим темпераментом артистка Гомза передает взволнованный «Порыв» (прелюд Метнера). Трагический образ большой впечатляющей силы создает в «Этюде» Скрябина артистка Бойе. Невольно заражает блестящим исполнением марш «Милитер» Шуберта.

Совершенно особое впечатление создает второе отделение концерта, в котором показана песня в танце. Четыре песни Гречанинова на народные темы смонтированы в прекрасную единую постановку. В праздничном их звучании переплетаются отзвуки древнего языческого веселья с радостью наших дней.

Трудно переоценить то высокое мастерство, с каким исполняются танцы на революционные песни, особенно «Варшавянка» и «Дубинушка». В этих песнях мы видим героические эпизоды революционной борьбы, трагическую гибель бойцов на баррикадах, гнет бурлацкой доли и, наконец, образы победоносного восстания, освобождения от гнета, праздника освобожденного и радостного труда.

В исполнении и отдельных артистов, и всего коллектива, обращает на себя внимание прекрасная техника владения телом, пластикой, мимикой. Причем эта техника нигде не становится самоцелью, служа лишь средством раскрытия образа.

Их знают на Западе и на далеком Востоке, этих талантливых советских девушек. Они выступали в фешенебельных залах Нью-Йорка и на подмостках в Ханькоу — в столице Советского Китая, где над ними «шефствовала" Сун Цзилин — вдова покойного Сун Ят-сена — и где им кричали «Тысячу лет!" революционные солдаты китайских советов.

Сила и обаяние этого замечательного коллектива — в большой простоте. Но это — не простота примитива. Это - высокое мастерство, в котором смыкаются игры и пляски древней Эллады и солнечное искусство будущего. Может быть, именно таким будет искусство танца в голубых городах коммунистического завтра.

Выступление студии имени Айседоры Дункан — не только красивое зрелище. Это — прекрасная пропаганда подлинной человеческой красоты. И это — лучшее, что увидел за последние годы Архангельск в области балета.

Следствием появления этой газетной рецензии стало резкое увеличение числа желающих увидеть выступления студии, в связи с чем её гастроли пришлось продлить ещё на несколько дней.

В заключение остаётся только сказать, что если бы в 1921 году Айседора Дункан поверила страшилкам бывшего архангельского правителя Николая Чайковского, то в 1936-ом архангелогородцы, конечно, не смогли бы ознакомиться с творческим наследием знаменитой танцовщицы, которое продемонстрировали артистки студии её имени.

_____________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Пьяный «Гей» и неуправляемый «Баян»

Следующий пост - Лавки на перекрёстке

Просмотров: 836 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: