14:31 Айседора Дункан, Чайковский и Архангельск |
Когда прославленная американская танцовщица Айседора Дункан (Isadora Duncan) сообщила о своей предстоящей поездке в Советскую Россию, бывшие глава белогвардейского правительства в Архангельске Чайковский и русский посол в Париже Маклаков, по её словам, на коленях «умоляли меня не ехать в Россию, так как, по их уверениям, на границе я и Ирма будем изнасилованы, а если нам и удастся доехать до Петрограда, то нам придется есть суп, в котором будут плавать отрубленные человеческие пальцы...». Отвечая им, во всех отношениях бывшим, она писала в женевской газете «Avan guarde»:«Я убеждена в том, что в России совершается величайшее в истории человечества чудо, какое только имело место на протяжении последних двух тысячелетий...» И летом 1921-го она вместе с дочерью Ирмой уже была в большевистской Москве. А осенью того же года в газете «Рабочая Москва» было напечатано объявление об открытии «школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет» и примечание:«Предпочтение при приеме отдается детям рабочих». Руководила Айседора Дункан своей школой-студией, где занималось 40 детей, три года. Причём в 1922-ом она послала телеграмму своему американскому импресарио: «Можете ли организовать мои спектакли участием моей ученицы Ирмы, двадцати восхитительных русских детей и моего мужа, знаменитого русского поэта Сергея Есенина». Но эти первые зарубежные гастроли московской студии не состоялись, так как заокеанские власти отказали в визах учащимся школы, а затем и лишили Дункан американского гражданства «за советскую пропаганду». Когда же она покинула СССР, её детище не прекратило существование, а было преобразовано в Московскую студию имени Айседоры Дункан, которая более чем на два десятилетия пережила свою знаменитую основательницу. И за эти годы студия объехала с гастролями не только весь Советский Союз, но и выступала за границей. И, конечно же, побывала в Архангельске, которым также пугал её основательницу бывший местный правитель. Гастроли проходили летом 1936 года, и тогда же в газете «Правда Севера» было опубликована следующая рецензия:
Они танцуют босиком. Отброшены традиционные балетные туфельки, нет обычного балетного костюма, танец раскрепощен от формальных условностей так называемого «классического" балета. Ничего искусственного. Никаких пуантов. С кончиков пальцев балерина опустилась на полную ступень. Она стала на несколько сантиметров ниже, искусство танца от того неизмеримо поднялось...
Следствием появления этой газетной рецензии стало резкое увеличение числа желающих увидеть выступления студии, в связи с чем её гастроли пришлось продлить ещё на несколько дней. В заключение остаётся только сказать, что если бы в 1921 году Айседора Дункан поверила страшилкам бывшего архангельского правителя Николая Чайковского, то в 1936-ом архангелогородцы, конечно, не смогли бы ознакомиться с творческим наследием знаменитой танцовщицы, которое продемонстрировали артистки студии её имени. _____________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - Пьяный «Гей» и неуправляемый «Баян» Следующий пост - Лавки на перекрёстке |
|
Всего комментариев: 0 | |