Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

13:39
Арбузный день

В соседнем с нашим 41-ом доме в 1960-е годы жила знакомая моей мамы, которую подругой, скорее всего, назвать было нельзя. По крайней мере она заходила к нам в гости и я раза два бывал в их квартире, где познакомился с её дочкой Аллой и сожителем дядей Сашей. А он относился к нам, соседским мальчишкам, доброжелательно, причём настолько, что когда приезжал на обед, автомашина ЗиС-150 каждый раз была в нашем распоряжении:

За полчаса мы успевали, в меру своих силёнок, поочереди попытаться покрутить баранку ЗиСа, затем залезть в кузов, в углу которого за пустыми ящиками порой можно было найти яблоко, несколько слив или морковку. Так как автоконтора, в которой работал дядя Саша, обслуживала магазины, точнее, развозила по ним со складов и холодильника продукты, овощи и фрукты.

Однажды в августе 1966-го, отобедав, дядя Саша сказал вылезавшим из кабины мне и Вовке: «Поедете завтра со мной за арбузами?» В ответ на вопрос мы обрадованно закивали. "«Берите с собой сумки побольше и утром подкрепитесь, поедем на весь день, без обеда», — услышали мы из отъезжавшей машины.

Отправиться в поездку родители нам, конечно, разрешили, так как тогда все и обо всех живущих на улице почти всё знали и представляли, кто на что способен. Поэтому назавтра в 8 часов утра мы уже сидели в кабине ЗиСа, который, чтобы забрать нас, по пути из гаража заехал на улицу Валявкина. Затем — обратно и на Кузнечевский мост, ибо путь лежал на Левый берег, где на железнодорожных путях стояли два длиннющих состава, гружёных астраханскими арбузами — тогда совершенно натуральными, без всякой химии.

Машин, как и вагонов, там собралось огромное количество. А были пригнаны эти, разных марок грузовые автомобили, потому что срочно требовалось освободить составы и железнодорожные пути - на подходе были очередные грузовые поезда — как опять же с арбузами, так и со скоропортящимися фруктами. По этой же причине разгрузка шла интенсивно — арбузы взвешивались и сразу оказывались в кузовах машин, а те из них, которые были расколотыми или треснули в пути, после весов актировались (списывались) и раздавались. Грузчики их откладывали себе, а водители забирали сразу. Поэтому взятые нами сумки сразу оказались тяжеленными.

Когда кузов ЗиСа был с верхом заполнен, мы поехали — поехали по магазинам, которые числились в накладных. И я с Володей побывали в тот день в тех частых города, где раньше никогда не бывали, тем более во дворах магазинов. Так как там не только арбузы разгружали и опять же взвешивали, а сразу же продавали. И когда разгрузка ещё только начиналась, у весов сразу же выстраивалась очередь. А покупали архангелогородцы, как правило, помногу, так как цена было вполне приемлемой: в первые дни продажи — 30 копеек за килограмм, а по мере прихода новых составов — снижалась до 20-15. (Если и ошибаюсь, то не более чем на 5 копеек).

Нам же с Володей на остановках было не покупок — при въезде во дворы мы первым делом глазами искали кустики, деревья или укромные места за складскими помещениями. И, найдя их, туда стремглав мчались. Так как по дороге постоянно поглощали насыщенную водой арбузную мякоть, а потом воде также постоянно надо было куда-то деваться...

За рабочий день без обеда (на одних арбузах) день мы сделали четыре рейса на Левый берег и, понятно, с непривычки устали — устали и трястить по булыжнику, и ждать погрузки-выгрузки арбузов, и их вкушать. Но, главное, терпеть. Особенно долго терпели по той причине, что во дворе последнего в тот день магазина «Северный» — почти на углу улицы Гагарина и проспекта Ломоносова — совсем не было укромного места — рядом жилые дома.

Пришлось терпеть, и хотя от этого магазина до Валявкина на машине, как говорится, рукой подать, нам этот путь показался бесконечным. При этом я и Володя, сжавшись — нога на ногу, поглядывали друг на друга — только бы не опозориться!

Когда дядя Саша доставал из кузова свою и наши сумки, то не без иронии спросил: «Ну как, завтра поедете?» И услышал: «Не-е-е...» Так закончился наш арбузный день.

В дополнение — вырезки из газеты «Правда Севера». Они по времени более ранние, но тем не менее дают представление о том, как власти ежедневно информировали архангелогородцев о привозе овощей и фруктов. В данных сводках, правда, о поступивших в адрес лишь потребкооперации, а не всех торговых организаций города:


_____________________________________________________

Предыдущий пост - Школьная достопримечательность

Просмотров: 114 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, Фотолетопись Соломбалы, История Архангельска, История Соломбалы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0