Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

19:02
«Бабочка» и Сибирь оевропееная

Об архангельском гражданском губернаторе Владимире Филимонове, правление которого закончилось арестом, я сообщал неоднократно. Как и о том, что до назначения в Архангельск он был литератором и баснописцем. А сегодня могу добавить, что ещё и издателем столичной газеты «Бабочка». И, возможно, её корреспондентом в период пребывания в Архангельске. Хотя автором присланных в редакцию газеты заметок мог быть и другой человек - знакомый Филимонова и уроженец Архангельска, ныне забытый писатель Валериан Яковлевич Никонов (1802–1834). Он был сыном местного купца Якова Никоновича Никонова и младшим братом Августы (в замужестве Бутковской), воспоминания которой об Архангельске начала позапрошлого века на этом сайте частично воспроизведены.

Отложив на будущее выяснение авторства отправленных из Архангельска корреспонденций, ознакомлю с содержанием некоторых из них. Например, 7 августа 1829 года газета «Бабочка» сообщила о трёх построенных на Соломбальской верфи судах: 74-пушечных кораблях «Лесной» (командир — капитан 2-го ранга Адамс) и «Нарва» (командир — капитан 2-го ранга Кишкин) и транспорте «Двина» (командир — капитан 2-го ранга Вейсфельд). И о том, что после осмотра судов военным губернатором вице-адмиралом Миницким эскадра под командованием контр-адмирала Челяева отправилась в Кронштадт.

А спустя год — 30 августа 1830 года — была напечатана корреспонденцию о спуске на воду очередных двух 74-пушечных кораблей — «Бородино» (командир — капитан 2-го ранга О.Н. Бернатский) и «Красный» (командир — капитан 2-го ранга В.А. Мельников) и о ранее построенном здесь же, в Соломбале, и опять же под руководством инженер-подполковника Ершева фрегате «Венус» (командир — капитан-лейтенант А.Ф. Рейнеке):

Через неделю газета сообщила о прошедших «с чувством живейшей, искренней радости» торжествах по случаю коронования императора и императрицы, в связи с чем «город и Соломбальское селение были превосходно иллюминованы», особенно дом военного губернатора (в Соломбале) и гражданского (в Архангельске):

А 3 сентября читатели газеты об ещё одном состоявшемся в Архангельске торжественном мероприятии — открытии отделения Коммерческого Совета, на котором выступил с большой речью гражданский губернатор Филимонов:

Частично процитирую произнесённую им речь:

Почтеннейшие Посетители и Сочлены! Цель настоящего здесь соединения вам известна.

ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно было еще новым опытом ознаменовать любовь к Русскому народу. Учреждаемые по Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА повелению в С.Петербурге Коммерческий Совет и в торговых городах обширного Государства нашего Отделения сего Совета пребудут вечными памятниками благости Правительственных мер, обращенных к пользе отечественной торговли...

Мы, Гг. Сочлены, собрались теперь к открытию одного из сих учреждений; Вы, почтеннейшие Посетители, удостоили нас своим присутствием, чтоб быть свидетелями добрых начинаний наших, соединим наши сердца и радостно принесем благодарность за благодетельное о нас попечение великодушному ГОСУДАРЮ и достойными исполнителям мудрой Его воли...

Меры нашего Правительства оживляют торговлю: они клонятся к благоустройству оной и распространению полезнейших знаний.

Спасительные меры сии достигли до Архангельска. Архангельск есть один из важнейших городов торговых. Мне приятно упомянуть здесь о тех лицах, кои, преимущественно производя торговлю в сем городе, наиболее содействуют к распространению оной, а именно: Вильгельм Брант с сыном, торговавших в 1829 году почти на 8 миллионов, Кларк, Морган и Комп., более нежели 3½ миллиона, Клефекер до миллиона, Добре и Молво до 900 тысяч, Грибанов до 230 тысяч, Долгошеин до 170 тысяч рублей.

Здешняя торговля значительна, местность здешняя необыкновенна. Наш Архангельский край, довольно остуженный холодными морями, чужд многих удовольствий, свойственных губерниям, более солнцем согреваемым и Дворянами изобилующим: роскошь, кажется, боится здесь замерзнуть. Мы ездим на оленях, едим треску и лакомимся кольскою морожкою.

Но взамен некоторых лишений в удобствах жизни мы имеем одно значительное пред многими городами преимущество: едва ли где в России менее людей праздных, чем в Архангельске. Здесь производителей больше нежели потребителей: почти беспрестанно виден труд служебный и торговый — тунеядцы редки.

Домашний быт трудолюбивых иностранцев, издавна живущих в Архангельске, производит на общежитие сего города влияние полезное, во многих других губерниях несуществующее. Архангельск можно некоторым образом назвать близкой Сибирью, но оевропееною.

Главною часть Архангельских граждан составляет торгующее сословие. Вы, достойноизбранные из сего сословия, почтенные члены учрежденного здесь Отделения Коммерческого Совета, суть те лица, кои обязаны всеми силами содействовать Правительству к достижению цели, при учреждении сего Отделения предназначенной.

Мы сочтем себя счастливыми, если по мере возможности нашей будем хотя бы несколько споспешествовать полезному предначинанию Правительства, клонящемуся к распространению торговли, которая, доставляя важнейший источник благосостоянию Государственного, входит преимущественно в круг действий жителей здешнего города. Постараемся доказать, что и мы на краю ледяного севера, согреты любовию к благу общему.

Комментировать процитированное, полагаю, излишне. Но тем не менее скажу, что Филимонов, несмотря на пребывание в Архангельске, оставался по менталитету столичным жителем, и поэтому в частной переписке совсем в других тонах и, используя совсем другие эпитеты, отзывался о северянах. Что же касается его славословия (понятно, вынужденного) в адрес императора и правительства, то оно, увы, ему не помогло: в июле 1831 года — арест, затем — камера Петропавловской крепости. И, конечно, закрытие «Бабочки»...

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Соломбальские истории, Макаровы

Просмотров: 377 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Соломбалы, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0