17:27 Дом "чудес" и правосудие |
Сегодня знакомлю с историей, вероятность появления которой на страницах местных газет в настоящее время близка к нулю. 11 августа 1863 года в Архангельск в местную духовную консисторию и губернскую палату уголовного и гражданского суда пришли два практически одинакового содержания рапорта. Подписавшиеся под ними священники Шенкурского уезда, в частности, сообщали: "Шенкурского уезда Попонаволоцкой волости в деревне Кузьминской разнесся в народе слух, что в доме крестьянина Петра Лукина сами собою зажигаются свечи, в оном доме пахнет особым благоуханием, что заставляет народ думать, что кроются под домом мощи святого. Слух этот достиг до того, что народ из окрестных и даже отдаленных мест ежедневно собирается в деревню Кузьминскую, поэтому местный церковный причт почти постоянно находится тут же для непрерывного отдавания молебнов..." Написать же об этом священников побудили следующие обстоятельства: денежные поступления в их церкви резко сократились, так как местные крестьяне практически все свои пожертвования второй год "целыми толпами" несли мимо их в деревню Кузьминскую. Поэтому и деньги, и вещи, и продукты доставались либо местному причту во главе со священником Андреем Нахоровым, либо хозяевам дома, где происходили вышеописанные чудеса. Особую зависть вызывал тот факт, что священник Нахоров разбогател настолько, что уже успел построить новый двухэтажный дом. Значительно улучшили своё благосостояние и хозяева дома "чудес", и их соседи, сдававшие жильё паломникам. Однако о том факте, что уездные священники поначалу сами приезжали в Кузьминскую и вместе с Нахоровым служили у дома Лукиных молебны, а потом рассказывали своим прихожанам о тамошних чудесах, они предпочли по понятной причине умолчать. А вот просьбу принять к Нахорову и Лукину соответствующие меры, конечно, написать не забыли. Думаю, нетрудно понять по какой причине, руководство консистории после получения рапорта оказалось в замешательстве и долго размышляло, как на него реагировать. Но поскольку из указанной судебной палаты поступил запрос о доходах Нахорова, 20 августа оно было вынуждено в ответ послать бумагу следующего содержания: "Духовная консистория с утверждения Его Преосвященства покорнейше просит поспешить рассмотрением и решением дел о самовозжении свечей пред иконами в доме крестьянина Лукина, что в Попонаволоцком приходе". Спустя неделю по поручению губернской судебной палаты становой полицейский пристав прибыл в дом Лукиных, и затем рапортовал: "Несмотря на препятствия причта и собравшейся озлобленной толпы богомольцев, осмотрел дом, рыл с понятыми землю вокруг него и под ним глубиной на полутора аршин (более трех метров), но никакого гроба и мощей не нашел и благоухания из той земли не слышал". Вследствие этого из Архангельска в адрес Шенкурского уездного суда поступило предписание начать следствие. Однако окончательное решение по этому делу вынес не уездный суд, а непосредственно сама губернская палата уголовного и гражданского суда. Отрывки из её многостраничного приговора привожу ниже: "При произодстве следствия оказалось: 1. Крестьянская девка Анна Лукина при спросе созналась, что о самовозжигании свеч в доме пред иконами она рассказывала всем соседям; что бы действительно свечи зажигались сами, она не доказала. 2. Крестьянка Марья Никитина Лукина показала, что она не знает, когда видела то, как зажигаются свечи, но от золовки своей Анны Лукиной слышала, что свечи зажигаются. 3. Спрошенные соседи подтвердили, что они о самозажжении свеч слышали от Анны Лукиной, сами же не видели. 4. Крестьянин Козьма Лукин показал что когда был в доме, слышал но не верил, поэтому следил за действиями Анны Лукиной, для чего, загасив свечи, вышел из избы и тотчас возвратился посмотреть, не зажгутся ли, и увидел, как свечи действительно горят и Анна на другую половину избы идет торопливо от икон за заборку и кричит золовке: "Зажглись!" В Николин день опять пришел в дом Петра Лукина помолиться и убедиться, зажигаются ли свечи. Затем пришел сосед - Степан Емельянов. Сели на лавку, но Мария Лукина сказала: "Что тут караулите?" Он ответил: "Посмотрим, как зажигаются и уйдем". Мария Лукина закричала: "Пошли вон!" Через час опять поднялся на крыльцо и вошел в избу. Отворил двери врасплох и увидел, как от зажженных свечей идет торопливо Анна Лукина и кричит: "Марья, иди в избу, свечи зажглись!" Тут же сидевшие у дома старухи-богомолки тоже закричали "Свечи зажглись!", попадали на колени и стали молиться. Но сразу о том, что видел и слышал, никому не говорил - черт попутал. 5. Крестьяне Иван Пьянков, Егор Золотолов, Кузьма Лукин, Прокопий Пьянков показали, что слышали от Марьи Лукиной, что свечи зажигаются сами, но как, не видели. 6. Священник Нахоров показал, что, по словам Анны и Марии Лукиных, свечи пред иконами в их доме действительно сами зажигались несколько раз: первый раз - в Великий пост, второй - на праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы, третий - на праздник Пасхи, четвертый - 9 мая, на праздник Вознесения Господня. 4 июня снова сами загорелись три свечи, после чего, взял он, Нахоров, эти чудодейственные иконы в церковь и отслужил всенощное бдение при огромном скоплении народа. Потом еще одно всенощное бдение. Иконы вернул в дом, к которому начали собираться из разных мест богомольцы. Собиралось до 500 человек одновременно, поэтому молебствия шли не в церкви, а в доме и у дома Лукиных. Богомольцы действительно жертвовали для церкви деньги, шерсть, полотно, последнего 154 аршина (328 метров) и прочее. При обыске в доме Лукиных найдено 199 рублей 77 копеек и полученные в виде пожертвований вещи, оцененные на 109 рублей 25 копеек..." В заключительной части приговора говорилось: "Выслушав дело, Архангельская Губернская Палата Уголовного и Гражданского Суда находит: 1. Крестьянская девка Анна Сергеева Лукина распространила в народе слух, что в доме зажигаются сами собой свечи пред иконами и под домом захоронены святые мощи, но доказательств в том никаких не представила. Посему есть подозрение, что свечи она сама зажигала, дабы приходящие на богомолье в их дом люди жертвовали деньги и вещи. За таковой поступок в силу статьи 1199-й она подлежит заключению в смирительный дом на четыре месяца. 2. Невестку ее, Марию Никитину Лукину, в зажигании свечей не сознавшуюся и в том не уличенную, от суда освободить, но как она по показаниям крестьян распространяла слух, следует сделать ей в Присутствии Суда внушение". Примечательно, что в обвинительной части приговора не фигурирует священник Нахоров, то есть он оказался якобы ни при чём. Хотя становой полицейский пристав в своём рапорте дал ясно понять, что именно приходской пастырь надоумил Лукиных на мошенничество. Но суду, как говорится, виднее... Достаточно с него и того, что этим дело вообще занялись и его под каким-нибудь предлогом не закрыли. Ибо с трудом верится, что в наше время правоохранительные органы возьмутся за расследование подобного вида мошенничества, да ещё связанного, сами понимаете, с чем и с кем... Что же касается деревни, где происходили вышеописанные "чудеса", то вкоре она потеряла привлекательность для богомольцев. Но сей обман их ничему не научил и они отправились в путь на поиски новых чудес... И ищут их и верят им по сей день... ________________________________________________________ ________________________________________________________Предыдущий пост - Швабры для Америки |
|
Всего комментариев: 0 | |