В перестроечные годы я прочёл немало газетных публикаций, в которых местные авторы давали негативную оценку Георгию Петровичу Огородникову — первому секретарю Архангельского обкома ВКП(б) в 1939-1945 годах, то есть фактическому руководителю области в тот сложный период. Однако последующее моё знакомство с архивными документами побудило поставить под сомнение ранее прочитанные выводы. А просмотр подшивок газеты «Правда Севера» за упомянутые годы позволил дать совсем иные оценки, так как с приходом Огородникова, например, началась реабилитация в 1937-1938-ом репрессированных и произошла либерализация культурной жизни области (см. 8.01.2019и 21.01.2019). О чём, кстати, можно судить по резко изменившимся облику и содержанию областной газеты, ибо в ней стали появляться публикации, ещё недавно невозможные. Например, 4 апреля 1939 года на первой странице «Правды Севера» рядом с приветствием И.В. Сталину было напечатано следующее поздравление, подписанное Г. Огородниковым и и.о. председателя облисполкома В. Мусинским:
Артистам Архангельского Большого драматического театра А.Н. Медедевой и Н.А. Листову.
Обком ВКП(б) и облисполком поздравляют Вас с сорокалетием сценической и общественной деятельности. Ваш юбилей отмечает вся общественность области, ценя Ваш труд, Вашу плодотворную работу на благо нашей Родины.
В стране победившего социализма искусство окружено огромным вниманием партии, правительства, всего советского народа. Каждый художник, отдающий свое творчество великой социалистической Родине, пользуется у нас любовью и почетом. В день юбилея желаем Вам здоровья, долгой плодотворной работы, новых творческих успехов.
А на третье странице были помещены статьи, рассказывающие о супругах-юбилярах:
ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ
Трудно забыть свой театральный дебют актеру. Он как бы преодолевает страх высоты. Это ощущение именно испытала Александра Николаевна Медведева, когда в 1895 году, четырнадцатилетней девочкой, она впервые выступила в благотворительном спектакле.
— Не помешай мне стол, — вспоминает Александра Николаевна, — я бы ушла в публику... А.Н. Медведева зябко поводит плечами. Это ощущение свежо до сих пор. И теперь, после сорока лет актерской работы, оно всегда возникает перед выходом на сцену. Любое свое сценическое выступление Александра Николаевна переживает как дебют.
Детство, гимназические годы Александра Николаевна провела у родной тетки — Надежды Михайловны Медведевой, известной в свое время московской актрисы. У тетки был артистический салон. В нем собирались певцы, актеры, художники, писатели, поэты. Нередким гостем был Антон Павлович Чехов. А.Н. Медведева помнит, как он читал там свои «Пестрые рассказы».
Артистическая среда рано пробудила в Александре Николаевне любовь к театру. Перед первым ее выступлением на любительском спектакле Надежда Михайловна сказала:
— Ну, что ж, иди, играй. Только потрудись сама, без моей помощи, выучить роль. Я приду посмотреть...
По окончании спектакля тетка прошла за кулисы и строго сказала:
— Кончай гимназию, поступай в театральную школу, иди на сцену...
Это решило дальнейшую судьбу Александры Николаевны. Началось учеба в театральной школе при Малом театре. Памятен приемный экзамен. Было известно, чо на первый курс примут всего десять человек, а заявлений было подано больше ста.
Сразу же после окончания школы ее приняли в труппу Малого театра, где она проработала три года. В первый год А.Н. Медведева выступила в 16 пьесах, сыграла 66 раз. Она особенно любила Ларису из «Бесприданницы», Жанну д'Арк из «Орлеанской девственницы», все женские роли в пьесе «На дне».
Столичную сцену Александра Николаевна покинула в 1903 году. Началось великое гастрольное кочевье по городам и местечкам необъятной Российской империи. Многие не знают судьбы старого дореволюционного провинциального актера.
Однажды в провинциальном городе ставилась пьеса с революционным по тому времени монологом. Перед самым началом спектакля по указу полицмейстера монолог подвергли основательному цензурному вымарыванию. А.Н. Медведеву предупредили, что за ней будет учрежден контроль. Если, дескать, она «проговорится», то ее немедленно вышлют в «места не столь отдаленные».
Представьте себе состояние актрисы, читающей наизусть вдохновенный монолог, охваченной творческим порывом, которая видит в первом ряду партера какого-то человека с книжкой — цензурным экземпляром пьесы и с карандашом в руках. Она говорит, повышает голос, хочет, как можно полнее выразить свои чувства, а человек, хитро улыбаясь, многозначительно постукивает карандашом по тексту пьесы — по творческому сердцу актрисы. Он «контролирует» искусство!
Так продолжалось до Октября 1917 года. Советская власть раскрепостила актера, подняла его на высоту, достойную звания подлинного работника искусства. Актер стал активным общественником, перестал вести кочевой образ жизни, творчески вырос.
Работая в Рязанском городском театре, А.Н. Медведева помогала своему мужу — артисту Н.А. Листову — в организации драматической студии при губернском отделе просвещения. Она все свободное время работала в студии, преподавала актерское мастерство. Многие ее ученики теперь успешно работают в театрах Советского Союза. Кроме этой студии, она занималась в теа-студии Рязанского гарнизонного клуба.
В Рязани она руководила еще и самостоятельным драматическим красноармейским кружком, еженедельно участвовала в бесплатных спектаклях и концертах на курсах красных командиров. С 1921 по 1924 год — Псков. Кроме театральной работы она была преподавательницей техники речи и сценической практики в Псковском государственном драматическом техникуме.
На Севере А.Н. Медведева работает уже восемь лет. Сперва в Вологде, потом в столице Коми АССР, Сыктывкаре, и, наконец, с 1935 года в Архангельском Большом драматическом театре.
Архангельский зритель любит и ценит в А.Н. Медведевой человека, который часто театральные помостки меняет на трибуну оратора. Голосом Медведевой говорит наша советская интеллигенция.
Помимо своей основной работы Александра Николаевна выступает в эстрадных концертах, перед рабочей аудиторией, передает свой богатейший творческий опыт театральной молодежи, помогает самодеятельному искусству, воспитывает учеников Архангельской театральной школы.
А.Н.Медведева преподает в школе выразительное слово и актерское мастерство. В преподавании Александра Николаевна использует метод своего учителя — знаменитого артиста Ленского. Этот метод — всестороннее, глубокое осмысление пьесы, предварительная работа над ней. Александра Николаевна неустанно внушает своим ученикам, чтобы они воплощались в образ, сливались с ним, выражали свои сценические чувства посредством внутренней эмоции, но не через внешнюю эффективность.
Результаты такой работы успели уже сказаться. Раньше четвертый курс тратил два с половиной месяца на предварительную работу над пьесой. Теперь эта же работа совершается за три недели.
Ученики театральной школы сердечно, с огромным уважением отзываются о своем педагоге:
— Когда пришла к нам Александра Николаевна, — говорит ученица выпускного курса, отличница Харитонова, — у нас сразу же появилась определенная четкая система учебно-творческой работы. А.В. Медведева сумела развить в ученике сценические способности, поднят его активность. Например, ученица Алентова на первых двух курсах была пассивна в работе, отставала. Александра Николаевна помогла ей, сумела заинтересовать ее, и вот на зимнем зачетном спектакле Алентовой уже поручили ответственную роль. Она играла Лидию в «Варварах» Горького, и неплохо справилась с этой ролью.
Исполнилось сорок лет театральной и общественной работы А.Н. Медведевой. Этот славный юбилей отмечает вся общественность области.
Позади — большая, напряженная жизнь, полная творческой силы и вдохновения. Впереди — новая работа, еще более высокое, более совершенное вдохновение. Ибо наша страна — неистощимый источник цветущей творческой молодости.
АРТИСТ-ОБЩЕСТВЕННИК
...На деревянных щелеватых вологодских заборах были развешены театральные афиши: «Сезон 1903-1904 гг. Сегодня «Призраки», комедия в 3-х действиях Андреевского».
Каково же было удивление публики, когда вместо ожидаемой комедии безвестного автора пошлых водевилей они увидели замечательную драму Г. Ибсена «Приведения». Заглавную роль в пьесе исполнял знаменитый петербургский актер, бенефициант П.В. Орленев. Он играл особенно хорошо. Усталый, но довольный Орленев опустился на стул перед большим расколотым зеркалом. В зеркале отражалось второе мужское лицо — молодое, крупное, тоже бритое по-актерски.
— Скажите, Николай Афанасьевич, — обратился к нему, не оборачиваясь, Орленев, — как вам удалось околпачить этого упрямого полицмейстера? Получилось великолепно!
— Совершенные пустяки, — улыбнулся Николай Афанасьевич Листов, режиссер труппы, гастролировавшей в Вологде, — Хотя переводчик Набоков и уверил вас, что при его связях скоро получит из цензуры разрешение и вышлет цензурный экземпляр, однако, оказалось, куда проще провести местные власти. Я вспомнил, что есть какая-то чепуховая пьеса «Призраки». Она, конечно, основ не потрясет, вполне прилична и в меру глупа, а значит, числится в списках разрешенных. Я и отпечатал соответствующую афишку, а почтенный держиморда эту постановку разрешил.
Н.А. Листов был и актером, и режиссером, и композитором, и руководителем музыкальных кружков. Любовь к искусству появилась еще на школьной скамье. В гимназическом оркестре он играл на скрипке, пел в хоре, но больше всего увлекался театром. Став студентом Петербургского университета, он участвовал в драматических кружках, в которых состояли В.И. Качалов, П.П. Гайдабуров, Н.Н. Михайловский.
Так началась его активная театральная деятельность. Приехав как-то к себе на родину в Псков на каникулы, Н.А. Листов убедил своего знакомого — начальника 2-го участка службы тяги Варшавской железной дороги Р.А. Прейс — создать рабочий театр.
В 1897 году под руководством Листова был создан в Пскове 1-й летний железнодорожный рабочий театр. Труппа была организована из станционных служащих и рабочих паровозного депо. Был организован рабочий хор и оркестр, состоящий из 12 музыкантов.
Спустя год Н.А. Листов был принят в товарищество драматических артистов, управляемое известной артисткой Н.И. Степановой-Новиковой. Здесь он встретил дружеский прием. Начались бесконечные гастроли. За это время Листову посчастливилось играть с такими корифеями русского театра, Как П.Н. Орленев, В.И. Далматов, Е.П. Корчагина-Александровская.
Сейчас, вспоминая прошлое, Николай Афанасьевич говорит:
— Они, эти великаны русского театра, много помогли мне в овладении актерским искусством. Особенно многим в своих технических достижениях я обязан М.В. Дальскому, с которым служил в Екатеринбурге в зимний сезон 1901-1902 гг., а затем позднее встречался в Казани, Вологде, Николаеве.
— Я, знаете ли, — продолжает он, — хотел уж бросать сцену, выходить на пенсию. Да режиссер А.С. Ходырев пригласил меня в Сыктывкар строить новый театр. Я пошел и не раскаялся в этом. Работа в растущей национальной республике, поездки в лес, на сплав, горячая борьба за привлечение нового советского зрителя — колхозника и лесоруба — все это было моим вторым рождением...
Сейчас Николай Афанасьевич работает в Архангельском Большом драматическом театре. Несмотря на свой солидный возраст — ему 65 лет — он все еще трудится, творит, не думает покидать сцены и выполняет большую общественную работу: он представитель Всесоюзного театрального общества в Архангельской области.
Сорокалетний сценический юбилей Н.А. Листова отмечается всей общественностью Архангельской области. Юбилейная постановка будет 777-м спектаклем из тех, в которых участвовал Н.А. Листов за сорок лет своей плодотворной общественно-сценической деятельности.
Спустя пару дней в газете появилась ещё одна публикация, в которой, в частности, говорилось:
4 апреля общественность города отметила 40-летний юбилей сценической и общественной деятельности артистов Архангельского Большого театра Александры Николаевны Медведевой и Николая Афанасьевича Листова. В переполненном театре в тот день шла премьера пьесы «Таланты и поклонники» А. Островского с участием юбиляров. Зрители горячо приветствовали появление тт. Медведевой и Листова на сцене.
Окончился первый акт. На сцену из правого и левого пантусов вышла с цветами группа пионеров-участников кружков художественной самодеятельности Архангельского Дома юных пионеров... Александра Николаевна матерински целует пионеров, растроганный Николай Афанасьевич крепко пожимает детям руки.
по окончании спектакля состоялось чествование юбиляров. За столом — руководители партийных и советских организаций, работники театра. Приветственное слова старейшим артистам от имени обкома и горкома ВКП(б), облисполкома и горсовета произносит и.о. председателя облисполкома, депутат Верховного Совета СССР В.С. Мусинский.
Одна за другой выходят на сцену делегации — представители общественных, воинских, хозяйственных, профсоюзных организаций, работников искусств. Они зачитывают адреса и желают Александре Николаевне и Николаю Афанасьевичу еще многих лет творческой работы на советской сцене.
Были также зачтены приветственные телеграммы, поступившие со всех концов страны в адрес юбилейной комиссии. Среди них телеграмма группы московских артистов:
«Архангельск, Большой театр, артистам А.Н. Медведевой и Н.А. Листову.
Дорогая Александра Николаевна, когда мы вспоминаем великого Ленского, мы в числе его талантливых учеников всегда помним и ваше имя, дорогая юбилярша.
Сердечный привет и самые лучшие пожелания вам и дорогому Николаю Афанасьевичу.
Народные артисты Союза ССР: Рыжова, Садовский, Остужев, Народые артисты Республики: Яковлев, Турчанинова, Ленин, Заслуженный деятель искусств Весенин, Заслуженные артисты Республики: Юдина, Алексеева, Гремин».
Телеграмма ВТО:
«Совет Всероссийского театрального общества горячо поздравляет старейших членов ВТО, дорогих А.Н. Медведеву и Н.А. Листова со славным сорокалетием сценической и общественной деятельности. Замечательная актерская семья Листов-Медведева всегда была образом любви и преданности театру, отличаясь примерной работоспособностью и дисциплинированностью».
Председатель ВТО народная артистка СССР, орденоносец Яблочкина
Всего юбилярами получено около двухсот приветственных телеграмм от артистов и театральных коллективов Москвы, Ленинграда, Сталинска, Красноярска, Вологды, Нарьян-Мара, Таганрога, Молотовска, Ворошиловграда, Воронежа, Вышнего Волочка и других.
Присланы телеграммы Ленинградским драматическим театром им. Пушкина, Московским художественным театром им. Горького, ЦК Рабис, Управлением театров СССР, Народной артисткой Советского Союза депутатом Верховного Соета СССР, орденоносцем Е.П. Корчагиной-Александровской, Малым театром г. Москвы, группой бывших учеников А.Н. Медведевой и А.Н. Листова, их бывших сослуживцев по сцене.
Среди присутствовавших на спектакле и чествовании, конечно, присутствовал и Георгий Огородников, по инициативе которого были подготовлены и посланы в Москву документы на присвоение юбилярам званий «Заслуженных артистов». Но ко дню празднования юбилея сведений о положительном решении не поступило. А если бы указ был подписан, то первый секретарь обкома наверняка лично объявил об этом.
Если это объявление 4 апреля 1939 года в театре не прозвучало, то, несомненно, там прозвучали музыка и слова широко известного романса «Я помню вальса звук прелестный»
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат……
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс!
Так как их автором являлся юбиляр. Это был единственный романс Николая Афанасьевича, но и его хватило, чтобы имя Листова навсегда было увековечено в памяти поклонников русского романса.
В заключение — ещё немного отрывочных сведений. Н. А. Ли́стов родился 17 декабря 1873 года в Пскове, где закончил гимназию. Уже во время учёбы увлёкся театром. В 1904 году познакомился с актрисой А. Медведевой, которая вскоре его женой и которой был посвящён написанный в 1905 году упомянутый романс.
Александра Николаевна родилась в 1881 году в Москве. С 12 лет - сирота, вынужденная давать уроки сверстницам. Но тут помогла тетка — актриса Московского Малого театра Н. М. Медведева.
Из Архангельска Н.А. Листов перебрался в Ленинград, в дом ветеранов сцены, где умер 22 ноября 1952 года. А Александра Николаевна ушла раньше супруга...
______________________________________________________
______________________________________________________
Предыдущий пост - Заброшенный остров
Следующий пост - Архангельское театральное...
|