Продолжая вчерашний рассказ, цитирую ещё один найденный в областном архиве документ: Доношу, что проживающие в селе Верхняя Тойма под надзором полиции германские подданные Генрих Шадэ, Франц Бер, Макс Вейзе и Иоган Декас скрылись из Верхней Тоймы при следующих обстоятельствах:
7 августа в 8 час утра старший полицейский стражник Афанасий Юницын, на коем возложено непосредственное наблюдение в том районе, где проживают означенные германские подданные, доложил мне, что на поверке сего числа их не оказалось на квартире, что они при последней поверке вечером 5 августа были на квартире, а 6-го утром на поверку не явились.
По заявлению проживающих с ними Макса Генриха, Отто Мейера, Виктора Шлеммера и Евгения Спурга, они утром без разрешения стражника ушли на работу вблизи с Верхней Тоймой для распиловки дров. Этому заявлению Юницын поверил, к тому же некоторые их вещи были на квартире.
По поверке вечером 6 августа их на квартире тоже не оказалось, поэтому Юницын в тот же вечер произвел розыски их на реке. Их не нашел. Утром доложил мне, приставу. Оказалось, что они купили лодку у крестьянина Верхотоемской волости деревни Горки Дмитрия Леготина. Отправил телеграммы Вам, в Семеновское почтово-телеграфное отделение Шенкурского уезда, Архангельскому Полицмейстеру и командировал местного урядника на пароходе к г. Архангельску. Задержали в 85 верстах от Верхней Тоймы, в пределах Шенкурского уезда — матросы грязночерпательной машины гнались за ними на моторной лодке, но бежавшие успели пристать к берегу и трое скрылись, четвертого матросы задержали. Остальных поймали местные крестьяне и всех передали уряднику. Пока все полицейские силы были брошены на поимку вышеперечисленных германских подданных, в ночь с 7-го на 8-е августа из Верхней Тоймы бежали ещё четыре их соотечественника. Но, не зная местности, далеко не ушли — через два дня были пойманы вблизи Сойги тамошними крестьянами. А через неделю пристав Виктор Соколов рапортовал сольвычегодскому уездному полицейскому исправнику Василию Синявскому о побеге ещё троих германских подданных, которые смогли уйти дальше — спустя полторы недели были задержаны в Котласе. И под конвоем привезены обратно в Верхнюю Тойму. Этот всплеск побегов можно объяснить следующим образом: 6 августа умер их товарищ (причём не первый) — Рихард Ридель, о чём свидетельствует эта сохранившаяся среди архивных бумаг справка: АМБУЛАТОРИЯ ВЕРХОТОЕМСКОЙ ЗЕМСКОЙ БОЛЬНИЦЫ Германский подданный Рихард Алоизов Ридель умер в Верхотоемской земской больнице 6-го августа с.г. от хронического воспаления почек и хронического катара дыхательных путей. Врач И. Тарабукин И поэтому некоторые из оказавшихся не по своей воле в суровой по климату Верхней Тойме, видимо, посчитали, что могут стать следующими, на кого будут составлены аналогичные справки о смерти. И решились на побег... О том, что их опасения не были беспочвенными, свидетельствуют далеко не полные списки германских и австрийских подданных, навсегда оставшихся на кладбищах соседних Пинежского и Шенкурского уездов — смотри — Скорбные списки
______________________________________________________
______________________________________________________ Предыдущий пост - «Надлежит терпеть и немцев...» Следующий пост - Путешествуя с Павловым
|