Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:52
«Украина», белиберда и мой «кинозал»

Повод продолжить сегодня киношную тему мне предоставила Светлана Антипина, приславшая фотоснимок, сделанный в 1977 году в кабинете физики нашей 50-й школы:

Дело в том, что на его заднем плане вполне хорошо заметен кинопроектор, который я использовал для демонстрации учебных фильмов, в 1973-1974 годах, когда работал в лаборантом именно этого кабинета. А назывался кинопроектор «Украина». Точнее их было три: один — запасной, более ранней модели, хранился в лаборантской; второй — использовался в кабинете физики; третий — стоял в небольшом кабинете второго этажа откуда, через отверстие в стене фильмы демонстрировались в смежном классе.

Учебные фильмы в ту пору хранились в городской школьной фильмотеке, располагавшейся в каменном здании, где сравнительно недавно работала школа «Ксения» (ул. Урицкого,8):

А процедура их получения была одновременно и проста, и сложна. Проста, так как звонишь, узнаешь, есть ли нужный фильм и в случае положительного ответа едешь за ним. А сложна, ибо во всех школах Архангельска учебные планы по предметам, понятно, совпадали по времени и темы проходились практически одновременно. Поэтому фильм по изучаемой теме запрашивали для просмотра сразу несколько десятков школ. А копий фильмов одного названия было самое большее пять. Поэтому приходилось почти целый день названивать и узнавать, в наличии ли нужный фильм, в какой школе он школе и когда его вернут в фильмотеку. И вовремя успеть приехать за ним. Конечно же, лучше всех обеспечивалась учебными фильмами 21-я школа, находившаяся в паре минут ходьбы от фильмотеки, а хуже — окраинные — маймаксанские и сульфатские.

Конечно же, немало зависело и от лаборантов, так как легче всего было сказать учителю: «Фильм занят». И лишний раз не звонить. Например, тогда, когда педагоги просили фильмы для факультативов. Особенно досаждала мне с запросами на подобные фильмы Евдокия Георгиевна Ляпушкина:

Она преподавала географию, но решила вести факультатив по средневековому западноевропейскому искусству (живопись и скульптура). Цветные фильмы по этой теме в фильмотеке имелись, особым спросом не пользовались, и сказать, что их нет, было нельзя. Поэтому волей-неволей приходилось за ними ездить, а затем демонстрировать. В неоплачиваемое послеурочное время для десятка девчонок, судя по выражению их лиц, посещавших факультатив вопреки желанию и не сумевших в отличие от мальчишек отказаться от посещения или сбежать.

Возвращаясь к процедуре получения и сдачи фильмов, скажу, что их нужно было возвращать перемотанными на начало и в случае обрыва плёнки, склеенными. О чём следовало предупредить работников фильмотеки. Но далеко не все соблюдали эти правила, поэтому каждый раз перед демонстрацией фильма приходилось проверять плёнку — дабы не случилось казусов. Но один подобный казус всё же случился — вследствие отсутствия времени на проверку. А произошло это так:

Учительница английского языка сообщила мне, что завтра на её урок заявится инспектор-методист РОНО или ГорОНО (точнее не помню), и что желательно часть урока занять демонстрацией фильмов. И добавила, что уже договорилась об обмене кабинетами и её урок пройдёт в кабинете физики, где есть кинопроектор. Звоню в фильмотеку — все подходящие фильмы на английском заняты: «Только завтра, после десяти...» Урок с двенадцати — значит, успеваем...

В десять я уже в фильмотеке, фильмов ещё нет... Лишь в начале двенадцатого приносят нужные банки с плёнками. Я — бегом на автобус и в Соломбалу. Приезжаю буквально за минуту до звонка. С банками — к кинопроектору. Заправляю плёнку и после вступительной части урока по сигналу преподавателя гашу свет и включаю кинопроектор. И... вместо английской речи — невнятная белиберда.

Оказалось, что демонстрация фильма началась с конца и плёнка перемотана по-идиотски: не так, как, например, перематывают рулоны обоев, а восьмёркой. Поэтому звуковая дорожка плёнки хотя и оказалась с нужной стороны, но речь воспроизводилась наоборот. На моё счастье, фильм оказался видовым: лес, река, дорога, здания, в общем, без движущихся людей, животных, автомашин...

Я шёпотом объяснил подошедшей учительнице, в чём дело — мол, этот фильм уж досмотрим до конца, а проверить второй нужно время, займите чем-нибудь. И она в темноте пошла по классу — беря ребят за плечи, молча успокаивала — только не смейтесь, не подведите. А когда я включил свет, то первым делом, как и учительница, посмотрел на инспекторшу: полное спокойствие и удовлетворение. В общем, её языковые познания не позволили отличить белиберду от английского...

Я тут же поспешил в лаборантскую — за пару минут перемотал и проверил плёнку второго фильма. И в вскоре снова был у кинопроектора. Когда его включил, то подумал, как повезло, что первым оказался фильм видовой. Ибо второй был мультфильмом, сюжет которого, как сейчас помню: под шляпку огромного гриба, спасаясь от дождя, по очереди прячутся звери — белка, заяц, лиса, медведь... И все на английском языке спрашивают разрешения. Представляю, что творилось бы в классе, если бы на экране эти звери задом выбегали из-под гриба...

Прозвенел звонок, учительница попросила ребят задержаться. Когда довольная уроком инспекторша покинула кабинет и удалилась на достаточное расстояние, все оставшиеся разразились громким хохотом... Как сообщила мне потом учительница, методика проведения урока получила высокую оценку.

К сказанному добавлю, что не знаю, как сейчас, а в то время для обучения иностранным языкам каждый класс делился на две группы (по 12-15 учеников), и у каждой был свой учитель. Если бы было иначе, то учительнице английского вряд ли удалось бы удержать от смеха целый класс.

Таким образом, в данном случае зрителями были полтора десятка школьников, но случалось, что в кабинет на втором этаже, где шла демонстрация фильмов, набивалось два-три класса, в связи с чем туда приносили стулья из других кабинетов. Столь большее количество зрителей объяснялось тем, что они смотрели фильмы не учебные, а художественные. На вполне уместный вопрос, почему в школе художественные, ответ будет таким:

Примерно в середине учебного года в школу пришли сотрудники Дома Культуры завода «Красная Кузница» и, найдя меня, предложили организовать просмотр детских художественных фильмов непосредственно в школьном здании. Ни директор, ни я не возражали — как-никак этот завод был шефом школы и всегда помогал, чем мог. Так почему же помочь его Дому Культуры выполнить план по прокату фильмов...

Раза два в неделю мне привозили фильмы и пачку стандартных билетов (многие наверняка помнят, какими они были — серо-синие), учителя младших классов делали своим ученикам соответствующие объявления, и в назначенное время после уроков мой «кинозал» был переполнен. Но прежде чем занять место, каждый входящий покупал у меня 10-копеечный билет. Таким образом, я был и кассиром, и билетёром, и киномехаником.

И при первом же прокате художественного фильма с «Украиной» едва не случилась авария, которая могла повлечь и поломку кинопроектора, и срыв сеанса. Дело в том, что художественные фильмы были продолжительностью более часа, а учебные — минут 10-15. Соответственно и бобины первых намного больше в диаметре и тяжелее. И когда через кинопроектор прошло более половины длины плёнки задняя бобина, вдруг перевесила (что ранее не случалось с учебными фильмами) и «Украина» встала на дыбы...

На счастье, я оказался рядом (хотя, коротая время, и прохаживался, даже подходил к окну). Реакция не подвела — успел схватить переворачивающийся назад кинопроектор. В моём «кинозале», конечно, шум, но через пару секунд вернувшийся в привычное положение и неостановившийся кинопроектор продолжил через окошко излучать изображение на экран. И мне до конца сеанса пришлось придерживать готовую вновь стать на дыбы «Украину»...

______________________________________________________


______________________________________________________

Предыдущий пост - В конце Ванеева-Садовой — 1941-1974

Предыдущий пост - Архангельск послевоенный

Просмотров: 615 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: