09:21 Запрещенная статья |
Повод ещё раз напомнить о дореволюционной цензуре появился у меня после обнаружения в архиве рукописи статьи "Очерки крестьянского быта. Богач и бедняк", на которой была оставлена резолюция редактора "Архангельских губернских ведомостей": "Не печатая, присоединить к числу обличительных статей. 27 августа 1870 г." Автором же её был не какой-нибудь ссыльный вольнодумец, а человек, поступки и высказывания которого в принципе не могли как-либо обличать существовавший строй - священник Великониколаевского прихода Шенкурского уезда Николай Вальнев. Однако его статью, повторяю, забраковали по цензурным соображениям. И все потому, что в ней были правдиво изображены реалии крестьянской жизни того времени, когда имущественное расслоение крестьянства уже стало фактом, когда зажиточные крестьяне уже использовали труд батрачивших на них земляков и наживались на их бедах, когда в чиновничьих бумагах уже стали использовать термин "кулаки". И именно последние имели решающее слово на сельских сходах, где принимались различные решения, например, о дополнительных сборах денег. А поводов их собирать губернское и уездное начальство находило много - и на срочный ремонт дорог (вдобавок к натуральной дорожной повинности) по случаю приезда из столицы высокопоставленной особы (например, великого князя), и на строительство церквей в заграничных приходах, и, например, на помощь "жителям пострадавшего от пожара Бухареста", и в качестве "добровольных пожертвований" на памятник умершему императору. При этом как уездное начальство (а в уездах подобные сборы шли через полицейского исправника), так и, в первую очередь, губернское были заинтересованы в несомненном успехе подобных "добровольно-принудительных" поборов - чтобы губерния не оказалась в числе отстающих. По этой же причине усердствовали и волостные старшины и их опора - нарождающиеся кулаки.
Ибо для них расставание с несколькими копейками не было большой потерей, а вот дорожившим каждым грошом и нередко жившим в долг беднякам грозило полным разорением. Но делать было нечего - решение схода не оспаривалось. Собственно говоря, обо всём этом - о порядках на сельском сходе, о кабале, в которую попадали бедняки - и сообщал в своей статье священник. Но появление подобных сведений на страницах официального губернского издания было невозможно - так как они пусть и не в прямую, пусть завуалированно, но обличали. Ибо они хотя и косвенно. но напоминали о добровольно-принудительных сборах, правовом неравенстве крестьян (вместо закрепленного в законах их формального равенства на сходах), о крайней нужде, а порой и голоде бедняков. Всё сиё, выражаясь современным языком, подорвало бы положительный имидж губернии в глазах столичного начальства. Посему и была сразу же в день получения отправлена в архив рукопись статьи священника Вальнева "Очерки крестьянского быта. Богач и бедняк" - http://www.loshchilov.su/index/zapreshhennaja_statja/0-235
|
|
Всего комментариев: 0 | |