Государственный архив Архангельской области, ф. 2063, оп. 9, д. 283 л.111
РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г. Архангельск. Дом Советов
7 апреля 1951 г.
При ответе ссылаться на наш № 9с
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
В облисполком т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за I квартал 1951 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
По состоянию на 1 апреля 1951 года числится по области действующих церквей 27 и один молитвенный дом, при этом с января месяца с.г. из-за отсутствия священников не функционируют две церкви:
1) при дер. Евсеевской Ладыгинского сельсовета Каргопольского района;
2) при дер. Погост Ошевенского сельсовета Приозерного района.
Количество служителей культа на 1 апреля с.г. числится священников всего 33 и диакона - 2: в церквах городов священников 16 и 2 диакона, в церквах сельской местности священников - 17.
за отчетный период прибыл из ЭССР в Ильинскую церковь города Архангельска священник Когер Николай Михайлович. За это же время убыл из пределов области служитель культа священник церкви при дер. Евсеевской Лодыгинского сельсовета Каргопольского района Посадсков Александр Степанович, ушел по старости в за штат. Выбыл в за штат по старости диакон церкви гор. Онеги Торицин Алексей Максимович.
Вновь прибывший священник Когер Н.М. родился в 1909 году в г. Тарту ЭССР, имеет незаконченное высшее образование - учился в университете два года на юридическом факультете. В 1937 году в г. Таллине поступил на богословские курсы. Начиная с 1940 года служил диаконом в церкви г. Таллина, затем был в Советской Армии, в 1944 году демобилизовался и поступил диаконом Ново-Кладбищенской церкви в г. Молотове.//
л.112
С 1945 года служил священником в г.г. Тарту, Пскове и Пярно. По заявлению Когер приехал в г. Архангельск с целью ознакомиться с жизнью Севера.
С первых дней службы в Ильинском соборе Когер старается заслужить авторитет среди верующих усердным молением, частым вставанием на колени, проповедями на церковные темы.
По отношению к остальным служителям культа собора он ведет заносчиво, часто вмешивается в работу настоятеля Ильинского собора.
Благочинный Вотчинский дает Когеру такую характеристику: "много делает шуму, слишком активен в получении денег, старается за счет других священников совершить больше религиозных обрядов как в церкви, так и на дому верующих по их просьбе".
В начале епископ Леонтий был очень доволен тем, что вновь принял священника с незаконченным высшим светским образованием, но в последнее время в Когере разочаровался и говорит: "уж очень он активен, он мне напоминает Жохова".
Когер в дальнейшем требует внимательного изучения. По этому вопросу я связался с УМГБ по Архангельской области.
За 1 квартал 1951 года ко мне не поступало ходатайств от групп верующих об открытии вновь церквей. В то же время нет случаев распада церковных двадцаток и исполнительных органов.
В связи с тем, что в 1 квартале с.г. я болел более двух месяцев, то прием посетителей был небольшой: епископ Леонтий меня посетил 4 раза, служителей культа было 6 посещений, церковных органов - 1, представителей советских учреждений было 4 посещения и т.д.
Наиболее характерными вопросами, поставленными на приеме как епископом, так и служителями культа, были вопросы, связанные с уплатою подоходного налога, так как в текущем году в соответствии Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1951 года "О частичных изменениях Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года "О подоходном налоге с населения" - подоходный налог со служителей культа изменяется в сторону повышения. Так, например, епископ Леонтий в 1950 году платил подоходного налога 21 тыс. руб., а в 1951 году - 31 т.р., священник Ненарокомов - 28 тыс. руб., а в 1951 году - 35 т.р, священник Вотчинский - 30 т.р. и 37 т.р. и т.д.
По всем вопросам подоходного налога я служителей культа направлял в налоговый отдел Облфо. Несмотря на значительный подоходный налог, ни один служитель культа не подал заявления епископу об уходе из священников.
л.113
Делая краткую характеристику состояния и деятельности церкви за квартал, следует отметить, что количество посещений церквей верующими в городах не уменьшается, это подтверждается тем, что в 10 церквах городов в религиозные праздники "рождество", "крещение" верующих было такое же количество, как и в прошлом году, т.е. достигало до 2500 человек в каждый праздник. В "крещение" ни один священник не ходил на реку или другие водные источники для освящения воды. Освящение воды проходило в баках внутри церквей.
В наступивший пост количество исповедующихся и "причастников" в церквах городов не уменьшилось, так на первой неделе поста в среднем в церквах городов было до 650 человек. Церковь посещают преимущественно верующие престарелого и среднего возраста, молодежи в церковь ходит до 2% общего количества молящихся. Необходимо отметить, что посещают церковь преимущественно одни и те же верующие, вновь прибывает небольшое количество.
В сельской местности цеоковь посещают верующие примущественно престарелого возраста, так как все здоровые мужчины и женщины заняты в лесу на лесозаготовке и вывозке леса.
В сельской местности религиозная служба проводится в воскресные дни и большие церковные праздники. Наибольшее количество верующих посещает церковь в большие религиозные праздники, так в праздники "рождество", "крещение" в 17 церквах села присутствовало верующих до 1400 человек. Такое же количество, что в прошлом году. В воскресные дни присутствовало верующих в зимнее время в 17 действующих церквах примерно до 150 человек.
За последнее время замечается, что часть колхозников районов: Пинежского, Черевковского, Каргопольского, Беломорского и др. отмечают престольные религиозные праздники. Так, например, в дер. Луда Беломорского района 8 января с.г. был массовый праздник, никто не работал, а ходили в гости из одного дома в другой.
Празднование престольных религиозных праздников сопровождается гуляньем продолжительностью 1-2 дня, что отзывается на выполнении хозяйственно-политических задач области (лесозаготовки, подготовка к весеннему севу).
Наряду с празднованием религиозных праздников всегда отмечаются советские революционные праздники.
Доходность всех церквей области составила за квартал в сумме 630 тыс. руб., при этом доходность церквей городов составила 545 т.р. или 86,5%. Наибольшую доходность дали церкви города Архангельска в сумме 410 тыс. руб. и г. Котласа - 77 тыс. руб.
Доходы церквей составляют преимущественно за счет продажи в церкви свечей, крестиков. Тарелочный сбор дает небольшую сумму, так как на тарелки теперь ложат мелкие разменные монеты, очень редко один, три рубля.//
л.114
Зарплату священники церквей городов получают от 1000 руб. в гор. Онеге и до 3000 руб. в г.Архангельске.
Доходность церквей сельской местности небольшая, так, священник с. Шильды Каргопольского района Зотиков пишет епископу Леонтию: "Здесь на приходе оставаться впредь нет никакой возможности, доходность пала и даже положенной зарплаты получать не приходится, касса пуста. Прошу вас, Владыко, уволить меня за штат и возбудить ходатайство о назначении мне пенсии. Средств к существованию у меня никаких нет. В случае отказа в пенсии вынужден буду отправиться просить милостыню". Епископ Леонтий предполагает возбудить ходатайство о назначении пенсии священнику Зотикову.
Вся доходность 17 церквей сельской местности за квартал составила 85 тыс. руб. Наибольшую доходность дала Красноборская церковь в сумме 16,5 тыс. руб., наименьшую Лудская - 1270 руб.
Получают зарплату священники села в месяц от 200 до 500 р. В значительной части священники сельской местности живут на натуральные подаяния (хлеб, масло и другие продукты) верующими за соблюдение религиозных обрядов как в церкви, также на дому верующих по их просьбе.
Со стороны отдельных зарегистрированных священников, особенно на селе, принимаются меры укрепления влияния церкви на население путем хождения служителей культа с молитвой в большие церковные праздники по домам верующих, так, например, священник дер. Петровская Шелашского сельсовета Журавлев в первый день рождества посетил 45 хозяйств.
Служители культа городов привлекают верующих в церковь церковным пением, так, в Ильинском соборе имеется хор в количестве 14 человек, имеется регент, которому платят в месяц 2500 рублей. Некоторые верующие заявляют: "Я хожу в церковь, чтобы послушать церковное пение". Настоятели церквей городов принимают меры к оформлению церковного здания внутри: ремонт иконостаса, покраска церковной живописи на стенах, так на внутренний ремонт Ильинского собора было израсходовано в 1950 году 150 тыс. руб. Были приглашены художники из Москвы. На ремонт иконостаса церкви "всех святых" г.Архангельска израсходовано 75 тыс. руб.
За отчетный период епископ Леонтий никаких совещаний с духовенством не проводил. К нему приезжали индивидуально из села и городов священники по церковным вопросам.
Сам епископ Леонтий в феврале месяце с.г. ездил в г. Ленинград в гости к дочери, в то же время посетил в Ленинграде собор.
Самочинного открытия церквей, строительства молитвенных зданий, также покупки зданий для нужд церковных общин в 1 квартале не было.//
л.115
В отчетном квартале были случаи совершения церковных служб незарегистрированными духовенством, так, например, в Вилегодском сельсовете Вилегодского района б. монахиня Крюкова Александра совершала религиозные обряды на дому верующих (крещение детей, отпевание умерших). В этом сельсовете имеется действующая церковь, где священником Мелентьев. Он пожаловался епископу Леонтию о том, что Крюкова Александра "отбивает у него доход".
В дер. Солза Беломорского района в доме Попова Филиппа Ивановича совершались религиозные службы. Собиралось в отдельные праздничные дни на богослужение от 20 до 30 человек.
По линии Облисполкома даны указания обоим райисполкомам о запрещении совершать религиозные службы незарегистрированными духовными лицами. С моей стороны указанные лица взяты на учет для наблюдения и контроля за их деятельностью.
За отчетный период не было фактов, характеризующих нарушения представителями советских и общественных организаций постановлений правительства, относящихся к церкви по вопросам: закрытия церквей, переоборудования и слом церковных зданий, вмешательства во внутренние церковные дела и т.д.
Мои взаимоотношения с епископом Леонтием нормальные. По возвращении на работу после моей длительной болезни, он, как уже сказано выше, посетил меня 4 раза. Ставил вопросы о тяжелом материальном материальном положении ряда священников в связи с выплатой увеличенного подоходного налога.
К епископу Леонтию я не ходил. В связи с болезнью в 1 квартале т.г. на места по делам, имеющим отношение к работе уполномоченного, я не выезжал.
В 1 квартале т.г. я был по церковным вопросам: у секретаря Облисполкома т. Шергина, у зам.зав. отделом агитации и пропаганды т. Чирухина и члена партколлегии Обкома ВКП(б) т. Соловьева.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Архангельской области А. Окольничников
2063-9-303
РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г. Архангельск, Дом Советов
5 января 1952 г.
При ответе ссылайтесь на наш №3/с
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров Союза СССР
товарищу КАРПОВУ
Председателю Облисполкома тов. МИНИНУ П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
уполномоченного Совета по Архангельской области
за 4 квартал 1951 года
1. О количестве действующих церквей и составе духовенства
На 1 января 1952 года в области действует 27 церквей и один молитвенный дом. Из-за отсутствия священников не функционируют церкви:
1) Покрова Пресвятой богородицы при деревне Евсеевской Ладыгинского сельсовета Каргопольского района с 12 января 1951 года;
2) Богоявленская церковь Ошевенского сельсовета Приозерного района с 22 января 1951 года;
3) Преображенская церковь Рябовского сельсовета Сольвычегодского района - с 14 августа 1951 года;
4) Никольская церковь Ненокского сельсовета Беломорского района с 16 декабря 1951 года.//
Следует отметить, что церковь при деревне Евсеевской Ладыгинского сельсовета Каргопольского района имела небольшую общину верующих. Посещало церковь в воскресенье от 2 до 4 человек. Община верующих не могла содержать священника, он вынужден был ходить по домам и собирать милостыню. Церковь Покрова пресвятой богородицы Ладыгинского сельсовета находится от действующей церкви г. Каргополя в 10 километрах, поэтому верующие удовлетворяют религиозные потребности в церкви г. Каргополя. После ухода священника Посадского А.С. по старости за штат 12 января 1951 года к епископу Леонтию не поступило ни одного заявления о присылке в покровскую церковь священника.
Богословская церковь Ошевенеского сельсовета Приозерного района имеет общину верующих в количестве до 40 человек. Большие религиозные праздники на богослуженим присутствовало от 10-15 человек, в воскресные дни присутствовало от 3-5 человек. Приход крайне бедный, священники уходят из этого прихода. Так, за 2 года сменилось 2 священника. С 22 января 1951 года на этом приходе нет священника.
Священников в действующих церквях 30, диаконов - 3.
В 4 квартале из области убыли священники: Попов Ст. А, рождения 1885 г., священник Соломбальской церкви гор. Архангельска ушел в за штат по болезни.
Прибыли в область священники:
1. Супаков Александр Ксенофонтович, рождения 1899 года, образование низшее, ранее был священником Ошевенской церкви Приозерного района Архангельской области, отбывал наказа-//
ние в трудовых исправительных лагерях 2 года за неуплату алиментов. По возвращении из лагерей епископ Леонтий назначил его священником Юхновской церкви Ровдинского района.
2. Киселев Аф. П., рождения 1890 года, окончил бывшую второклассную школу, в 1921 году окончил 7 классов средней школы, не судим, на оккупированной немцами территории не был, священником начал служить с 1930 года, с 1924 по 1930 год был послушником и диаконом Седьмозерской пустыни Казанской епархии. С 1930 по 1937 год был священником Канской церкви с. Сухоречье, Сангурского рйона Кировской области; с 1940 по 1946 г.г. работал счетоводом трамвая г. Казань и с 1946 по 1951 г. был иеромонахом (Андроник) Троице-Сергиевской лавры. Отчислен из лавры патриархом Алексием ввиду того, что Киселев имел незарегистрированную жену и дочь 11 лет. Патриарх Алексий направил Киселева (Андроника) в распоряжение епископа Леонтия. Последний назначил Киселева священником Ильинского собора г. Архангельска.
3. Диакон Соломбальской церкви Кулаков Н.А., рождения 1926 года, посвящен епископом в священники и назначен вторым священником Соломбальской церкви.
В отчетном квартале епископ Леонтий сделал перевод священника Ненокской церкви Образцова А.П. в Введенскую церковь г. Сольвычегодска. Священника церкви г. Вельска Кононова Б., вышедшего после излечения из психиатрической больницы, епископ назначил в церковь гор. Онеги вместо уехавшего из г.Онеги Руденко И.В.//
Руденко И.В. мною был снят с регистрации за систематическое крещение детей на своей квартире и превращение своей квартиры в молитвенный дом; кроме этого Руденко клеветал на Совет, что справку о регистрации ему дали в Москве, поэтому уполномоченный Совета не имеет права снимать его с регистрации. Руденко организовал сбор подписей среди небольшой части верующих за оставление его священником г. Онеги, он же организовал хождение по домам верующих по сбору средств на командировку уполномоченной Первушиной в Москву с заявлением об оставлении Руденко в г. Онеге.
Необходимо отметить, что в Лазаревской церкви имеется значительная группа верующих недовольная Руденко его грубостью, самовольным исключением из "двадцатки" верующих, жаловавшихся патриарху на Руденко, на его бесконтрольное расходование и присвоение значительных средств церкви.
В связи с ходатайством группы верующих о назначении священником другого лица, епископ Леонтий известил меня 10 ноября 1951 г., что в гор. Онегу назначается священник Кононов Б., вышедший из психиатрической больницы, где он лечился 6 месяцев. Священнику Руденко епископ предлагал ехать настоятелем церкви г. Сольвычегодска вместо арестованного органами МГБ священника Зяблова, но Руденко отказался. Я не возражал на перевод Руденко.
При моем посещении г. Онеги в период с 10 по 15 декабря т.г. я выяснил, что священник Кононов пользуется авторитетом среди значительной части верующих. Кононов Б. заявил: "если уедет из г.Онеги Руденко, то настанет мир и тишина в Лазаревской церкви". Кононов помог финансовым органам//
вскрыть дополнительные доходы, скрытые Руденко при обложении подоходного налога, в результате чего Руденко обязан был дополнительно платить подоходного налога в сумме 2136 рублей.
Священник Кононов дополнительно заявил:"Руденко с целью скрытия присвоенных церковных денег умышленно запутал финансовую отчетность. По некоторым данным на 1 сентября 51 г. находилось на сберегательной книжке около 36 тыс.руб., а я принял всего 636 руб., куда израсходованы 35 тыс., я так и не могу выяснить".
В настоящее время Руденко выбыл из г. Онеги неизвестно куда, не уплатив горфо подоходного налога на сумму более 2000 руб. Группа верующих после отъезда Руденко из г. Онеги приходила жаловаться в нарсуд, что Руденко увез 7 тыс. руб. и ковры. Руденко большой проходимец.
В 4 квартале 1951 года подавал заявление епископу Леонтию диакон Морозов И. о принятии его диаконом в одну из церквей города Архангельска. Морозов рождения 1920 года, служил диаконом в г. Мелекесе Ульяновской области. При проверке оказалось, что Морозов за злоупотребления уволен, старается скрыться от наказания. Епископ Леонтий его никуда не назначил.
Подал заявление епископу Леонтию иеромонах Павлов Г.М. (в монашестве Зосима), рождения 1906 года, образование низшее, с 1923 г. поступил послушником, в 1926 году пострижен монахом. С 1928 года служил священником в одной из церквей//
Гомельской области БССР. В 1930 году был арестован органами МГБ по статье Уг.Код. 58 п.10 и осужден на 10 лет в лагеря, отбывал наказание в лагерях на Печоре. В 1941 году снова судился по 58 ст. п. 10 УК и осужден на 8 лет, освобожден из Печорских лагерей в 1949 году. В настоящее время проживает в г. Ухта Коми АССР. Органы МГБ по Архангельской области не рекомендуют использовать Павлова священником. О Павлове ходатайствует "двадцатка" Чакульской церкви, Рябовского сельсовета Сольвычегодского района, не имеющая священника с августа месяца 1951 года. Я тоже против назначения Павлова священником Чакульской церкви. Павлов никуда не назначен.
В Архангельской области девятнадцать священников, судившихся и отбывавших наказание в исправительно-трудовых лагерях по 58 ст. Уг.Кодекса.
II. О положении и деятельности церквей области
За отчетный период я был в командировке по своей работе 20 дней. За этот период я изучил состояние и деятельность религиозных обществ и духовенства церквей: Никольской церкви Ю. Навлоцкого сельсовета Красноборского района - настоятель церкви Боярский В.С.; Устьевской церкви Красноборского района - настоятель Костылев И.В., церкви г. Вельска - настоятель Субботин И.К, и Лазаревской церкви г. Онеги - настоятель священник Кононов Б.А.
Никольская церковь Красноборского района находится на левом берегу Северной Двины. Ближайшая действующая церковь находится на правом берегу реки Сев. Двины на расстоянии 15 клм., на левом берегу действующая церковь находится в 40 километрах.//
Из бесед с председателем Ю.Наволоцкого сельсовета Бекрешевым и зав. избой-читальней т. Яковлевой выяснил, что в церковь ходят не только Ю-Наволоцкого сельсовета, но и ближайших сельсоветов Красноборского района и смежного с ним Сольвычегодского района. Церковь посещают преимущественно старики, старухи и жекнщины среднего возраста. Молодежи в церковь ходит крайне незначительное количество. По заявлению председателя сельсовета Бекрешева посещение церкви верующими уменьшается, что подтверждает летний религиозный праздник "троицын день". В 1950 году в этот день было верующих в церкви до 90 человек, а в 1951 году не более 50.
Священник этой церкви Боярский заявил: "уменьшаются религиозные требы и доходы церкви". Это подтверждается следующими данными:
_________________________________________________________________________
Наименование треб 1949 1950 за 10 мес. 1951
_________________________________________________________________________
1. Крещение детей 64 54 32
2.Отпевание умерших 51 42 30
3.Браков - - -
4.Валовой доход 13,1 т.р. 10,6 т.р. 6,5 т.р.
_________________________________________________________________________
2.Отпевание умерших 51 42 30
3.Браков - - -
4.Валовой доход 13,1 т.р. 10,6 т.р. 6,5 т.р.
_________________________________________________________________________
В день моего посещения Богоявленской церкви 14 октября в "Покров день" в церкви было 21 человек женщин престарелого и среднего возраста. Пел любительский хор в составе 3 человек.
Следует отметить,что политико-массовая работа в сельсовете поставлена неудовлетворительно, так, за 10 месяцев 51 г. не было ни одной лекции, беседы на естественно-научные темы.
В Ю-Наволоцком сельсовете я выяснил, что около церкви находится общественное кладбище. Сено с этого кладбища собирается священником Боярским и передается гр. Ширяевой, на квартире которой Боярский живет. Ю-Наволоцкий сельсовет наложил штраф за увезенное сено в сумме 300 руб., гр-ка Ширяева подала заявление в Красноборский народный суд о взыскании с сельсовета наложенного штрафа. Народный судья Красноборского района тов. Истомин, член ВКП(б) вынес решение: "вызыскать с Ю-Наволоцкого сельсовета в пользу гр. Ширяевой 300 руб. и судебных издержек в сумме 5 руб."
Народный суд - тов. Истомин в решении суда ничего не сказал о том, чтобы гр-ка Ширяева возвратила сено сельсовету, или же уплатила по рыночной цене стоимость сена. Решение суда было в ноябре 1950 года. В 1951 году священник Боярский скосил траву с кладбища и сено передал опять же гр-ке Ширяевой. Ширяева - колхозница, 72 лет, имеет приусадебный участок 0,27 га, в колхозных работах почти не принимает участия. Имеет корову, телку, свинью, 7 ульев. С священником кушает вместе, Боярский зарплату в сумме 600 руб. передает Ширяевой. Население Ю-Наволоцкого сельсовета называет гр-ку Ширяеву "матушкой".
Священник Боярский В.С. рождения 1886 г., священником с 1917 года, в Архангельскую область был административно выслан, крайне хитрый. Он спаивает местное население, вовлек в пьянство бригадира колхоза им. Молотова Ширяева А.П., члена ВКП(б). Последний обеспечивает священника колхозными лошадьми, обмолачивает урожай с приусадебного участка//
гр-ки Ширяевой сельхозмашинами колхоза. Боярский не пользуется авторитетом среди верующих, так как при поступлении священником говорил верующим: "какую зарплату дадите, тем я и буду доволен". Ему назначили 210 руб. в месяц. Через год он стал просить увеличить зарплату до 400 руб. в месяц, а через 6 месяцев до 600 руб. На собрании верующие заявили: "будет "батюшка" припрашивать, меньше пей, тогда у нас не будешь больше просить прибавки к жалованию. Никакой тебе прибавки не будет".
Боярский на вызов в сельсовет по вопросу о причине косьбы травы на общественном кладбище, заявил: "дайте мне лошадь, тогда приеду". Сельсовет от дома священника находится в 1 километре.
Обо всем мною выявленном в Ю.Наволоцком сельсовете в отношении церкви я доложил секретарю Красноборского райкома ВКП(б) тов. Березину Н.И. и председателю райисполкома тов. Железову. Священнику Боярскому за отказ явиться в сельсовет, использование травы с общественного кладбища и окончании богослужения во время полевых работ в 12 час. дня я сделал предупреждение.
Был я в церкви г. Вельска. Настоятелем церкви является Субботин И.К., служит священником церкви г. Вельска с июля месяца 1951 года. Председатель райисполкома тов. Мужиков А.А. в беседе заявил мне: "в церковь из города Вельска и ближайших сельсоветов Вельского района ходит небольшое количество стариков и женщин престарелого и среднего возраста. Больше посещают церковь население ж.д. станции Кулой Печорской жел. дороги, да и то меньше стало ходить оттуда народу. Священник Субботин на первых порах ведет спокойно, требы исполняет исключительно в церкви". Церковный//
староста этой церкви Истомина недовольна Субботиным, что он совершает богослужения два дня в неделю, надо ей не меньше четырех дней. Кроме того недовольна и тем, что часто видит священика у ларьков выпивающим вино. Церковный совет просил епископа Леонтия убрать Субботина и снова возвратить выздоровевшего священника Кононова. Епископ Леонтий отказался удовлетворить их просьбу и назначил Кононова, как сказано выше, в Лазаревскую церковь г. Онеги. Священник Субботин требует внимательного наблюдения и изучения.
За отчетный период был я в Троицкой церкви Устьевского сельсовета Красноборского района, находящейся в одном километре от районного центра с. Красноборска. Церковное здание стоит на высоком берегу С. Двины. Из беседы с председателем Красноборского райиспокома тов. Железовым Л.Н. я выяснил, что в церковь ходят из Устьевского сельсовета небольшое число верующих, главным образом женщины престарелого и среднего возраста. В летнее время с открытием навигации по р. Сев.Двине приезжают в Устьевскую церковь верующие из соседних районов: Черевковского, Котласского. Так, накануне "Покрова дня" 13 октября с.г. на пароходе "Иван Каляев" приехало молиться в Устьевскую церковь 15 престарелых женщин Черевковского района. Они отстояли литургию и вечером на пароходе возвратились домой. В том, что в летние месяцы увеличивается посещаемость и требоисправление в Устьевской церкви, это подтверждают данные за 4 летних месяца по годам://
________________________________________________________________________
4 летних месяца 4 квартал, зимние месяцы
Наименование треб ________________________________________________________________________
1950 г. 1951 г. 1950 г. 1951 г.
________________________________________________________________________
1. Крещение детей 62 46 12 9
2.Отпевание умерших 54 41 18 11
3.Браков - - - -
4.Валовой доход 3100 2670 16,0 14,0 т.р.
________________________________________________________________________
Из приведенных данных видно, что число треб в летние месяцы увеличивается, а в зимние уменьшается. Кроме того посещаемость церкви, требоисправление из года в год уменьшается. Священник Костылев сказал: "в церковь ходят преимущественно мужчины престарелого возраста, женщины тоже престарелого и среднего возраста. Молодежи небольшое количество бывает в "рождество" и "пасху". Народу в церковь стало ходить год от году меньше. В летнее время посещение верующих увеличивается с приездом на пароходе из других районов".
Если посещение верующими действующих церквей, а также требоисправление в сельской местности постепенно уменьшается, то в церквах городов Архангельска, Котласа этого этого не наблюдается.
Личное посещение церквей гор. Архангельска: Ильинского собора, Кузнечевской и Соломбальской показывает, что в воскресные дни бывает более ста верующих в каждой церкви. В религиозный праздник "Николин день" 19 декабря 1951 г. в трех указанных церквах было верующих до 1900 человек, преимущественно женщин старшего и среднего возраста. доход трех цервей в этот день составил 23,9 т.р., на уровне прошлого года.//
Сравнивая 4 квартал с 3 кварталом 1951 года по трем церквам гор .Архангельска, видно уменьшение требоисправления:
________________________________________________________________________
3 квартал 4 квартал
Наименование треб ___________________________ 4 квартал
1951 г. 1951 г. 1950 г.
________________________________________________________________________
1.Крещение детей 2150 690 790
2.Отпевание умерших 960 630 710
3.Венчание 2 2 3
4.Валовой доход церквей 400 т.р. 250 т.р. 280 т.р
________________________________________________________________________
Уменьшение объясняется закрытием в 4 квартале навигаций морской и речной, верующие уже не могут попасть из районов Севера из-за дальности расстояния и плохого сообщения.
Продолжение -