Из отчетно-информационного доклада за I квартал 1952 года:
... Священиков в действующих церквях 30, диаконов 3. В I квартале убыл из пределов области священник Заостровской церкви Исакогорского района Летунов А.И., ушел по старости в за штат, вместо него епископом Леонтием назначен священник церкви г. Онега Руденко И.Д. Прибыл в г. Архангельск Богданов Анатолий Алексеевич, рождения 1926 г. Окончил 7 классов средней школы в г. Тороповце В-Лукской области, затем год учился в Московском духовном училище и окончил 3 класса духовной семинарии; был послушником Троице-Сергиевой лавры с 1949-1951 гг., затем с 1951-1952 гг. работал псаломщиком церкви г. Иваново. Находился на оккупированной немцами территории с 1941-1944 гг. Епископ Леонтий назначил Богданова Л.А. псаломщиком Лазаревской церкви г. Онеги.
... О Ширшинском приходе. Священником служит Кузьмин И.Д., рождения 1876 г., среди верующих авторитетом не пользуется, так как сильно пьет, зачастую пьяный валяется в канаве. Верующие терпят Кузьмина, потому что у архиепископа Леонтия нет кандидатов на замену.
... Изучал состояние и деятельность церковной общины Пятницкой церкви г. Каргополя. Церковь открыта в январе 1945 г. Инициатором открытия церкви являлся Петуховский Михаил Васильевич, 65 лет, имеющий низшее образование, женат на дочери б. крупного купца города Каргополя - Блохина. В открытии церкви материально заинтересован, в настоящее время является старостой церкви.
...После закрытия монастыря значительная часть монахинь осталась в городе, в том числе б.игуменья женского монастыря Кокушкина. В "двадцатке" состоит десять монахинь.
До 1939 г. в г. Каргополе были исправительно-трудовые лагеря, отбывшие наказание в лагерях б. служители культа оставлены в г. Каргополе, так, священник Пятницкой церкви Филатов П.В. отбыл наказание в лагерях, остался в Каргополе и диакон церкви Тумаков И.П., судимый по 58 ст пункт 10 УК.
Священником служит Филатов П.В. , рождения 1880 г., был сужден по 58 ст. пункт 10 УК и отбывал наказание в лагерях 8 лет. Очень хитрый, большой пьяница и любит деньги. Член церковного совета Порошина Матрена Ив., 60 лет, бывшая монахиня, отзывается о Филатове: "Филатов вместе со старостой Петуховским воруют церковные деньги, на них пьянствуют. Несмотря на то, что ему 72 года, имеет больную жену, занимается распутством. Он у нас не пользуется авторитетом, но терпим его, знаем, что епископ Леонтий другого священника нам не пришлет".
Сторож памятников архитектуры, а их в г. Каргополе 9, Коренева К.П. дополнительно про Филатова сказала: "Священник Филатов жаден на деньги, всюду старается пролезть, так, в 1950 году на районной партконференции в буфете продавались булки. Филатов, узнав о продаже булок, вместе с участниками партконференции встал в очередь. Только вмешательство председателя райисполкома Кулешева З.И. помогло выпроводить Филатова из стен райкома ВКП(б) и посоветовать ему сходить свободно купить такие же булки в буфете столовой горпо. Филатов в своих действиях крайне осторожен, в то же время крайне труслив.
... В феврале месяце с.г. епископ Леонтий патриархом Алексием был возведен в сан архиепископа. В одном из посещений архиепископ Леонтий просил меня оказать помощь специалистом по ремонту крыльца церкви в г. Сольвычегодске. По договоренности с Отделом по делам архитектуры я устно сообщил архиепископу Леонтию, что для составления дефектной ведомости сметы и руководства реставрационными работами входа храма г. Сольвычегодска будет послан архитектор-реставратор по линии Отдела по делам архитектуры. Необходимо настоятелю Введенского храма священнику Образцову для выполнения работ по ремонту в 1952 году изыскать средства в сумме 100 тыс. руб. Ответом архиепископ Леонтий остался доволен и обещал из средств епархии отпустить 50 тыс. руб. на ремонт входа храма.
РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г.Архангельск. Дом Советов
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
Копии - секретарю ОК ВКП(б) т. Иванову Н.И.
председателю облисполкома т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за II квартал 1952 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г.Архангельск. Дом Советов
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
Копии - секретарю ОК ВКП(б) т. Иванову Н.И.
председателю облисполкома т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за II квартал 1952 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
1. О количестве действующих церквей и составе духовенства.
За отчетный период из Ильинской церкви г. Архангельска убыл священник, он же регент хора, Рыкунов по вызову Патриарха Алексия. С 22 января переведен священник Фадеев в Чакульскую церковь Рябовского сельсовета Сольвычегодского района, где он прослужил несколько времени, самовольно оставил этот приход, уехал из пределов области неизвестно куда.
2. О положении и деятельности церквей в области.
Во 2-м квартале я был в командировках по своей работе 21 день. За это время изучил состояние и деятельность религиозных обществ и духовенства церквей гг. Вельска, Котласа и Сольвычегодска.
Действующая церковь г. Вельска открыта в ноябре 1945 года. Инициатором открытия являлись верующие Истомина и Киприянов. Истомина П.П., 1872 г.р., окончила б. женское городское училище, домохозяйка, активная религиозница, в открытии церкви заинтересована материально, состоит старостой церкви с 1945 г., получает в месяц 300 рублей. Киприянов Д.В., рождения 1876 г., ранее работал бухгалтером в советских учреждениях, пенсионер, в настоящее время состоит казнечеем церкви. В открытии церкви заинтересован материально.
Храм занимает одноэтажное деревянное здание вместимостью 300 человек. В церковь ходит небольшое количество верующих города Вельска, население которого составляет 10 тыс. человек. Преимущественно же посещают верующие железнодорожной станции Кулой Печорской железной дороги. Население ст. Кулой 5000 человек, при этом состав населения исключительно приезжий из других областей. Связь ст. Кулой и г. Вельска поддерживается пригородным поездом. Посещают церковь также верующие ближайших сельсоветов Вельского района и соседних районов Вологодской области.
Церковь функционирует в праздничные дни и один день на неделе. Наибольшее посещение в воскресенья и праздничные дни, когда рабочие ст. Кулой приезжают на колхозный базар за покупками сельхозпродуктов, привозимых колхозниками Вельского района. После продажи и покупки продуктов на базаре, часть и тех, и других идет в церковь. В день моего посещения церкви - 11 мая, в воскресенье - в церкви было до 70 человек, из них женщин престарелого и среднего возраста - 61, стариков - 6 и девушек - 3. Доход церкви в этот день составил 400 рублей. В обыкновенные дни, по словам священника Субботина, посещают 3-5 человек, доход тогда составляет 10-15 рублей. Священником церкви служит Субботин И.К., рождения 1888 г., окончил 3 класса б. духовной семинарии. С 1932 года работал в советских учреждениях на счетной работе.
Изучил я состояние и деятельность церкви гор. Котласа. Город Котлас крупный железнодорожный узел и речной порт. Ежедневно приходят пассажирские поезда из Воркуты Печорской железной дороги, из г. Кирова. Через день отправляются поезда в гг. Ленинград, Москву. Имеются пригородные поезда. С открытием навигации приходят речные пароходы с Северной Двины, Вычегды, Сухоны. Ежедневно на обоих вокзалах скапливаются более тысячи приезжих пассажиров. Население города увеличивается, так, по справке данной мне председателем горсовета Парамоновым И.В., в 1949 году население было 41 тыс. человек, на 1 января 1952 года более 50 тыс. человек. Из промышленных предприятий имеется Лимендский судостроительный завод, лесопильные заводы, перевалочная лесная база, крупное железнодорожное депо, в г. Котласе расположено Управление Печорской железной дороги.
В г. Котласе проходит крупный базар, собирается покупателей до 1000 человек. На базаре продаются сельхозпродукты колхозниками, приезжающими из районов Архангельской, Кировской и Вологодской областей. Базар расположен от церкви в 150 метрах. Все это создает условия для посещения действующей церкви. По словам настоятеля храма Образцова Н., постоянно посещают церковь из жителей г. Котласа не более 60 человек, остальные случайные проезжие верующие.
Церковь в г. Котласе открыта в августе 1947 года. Церковное здание расположено на берегу реки Северной Двины вблизи речного вокзала и базара. Здание и колокольня каменные, одноэтажные, вмещает верующих до 300 человек; имеется основное здание - каменное 2-этажное, не используется по технической непригодности.
Инициатором открытия церкви в г. Котласе был Дорошкевич С.И., рождения 1899 г., спецпереселенец, работал кузнецом в Горпромкомбинате. В 1950 году за разбазаривание продукции и присвоение средств горпрокомбината осужден на 10 лет.
Церковь работает 3 дня в неделю, в то время как присвященнике Жохове работала 6 дней. В обыкновенные дни народу в церкви мало, так, 14 июня с.г. на богослужении присутствовало 35 человек, преимущественно женщины престарелого возраста, молодых не было никого. 15 июня, в воскресенье, в церкви народу было более 150 человек, при этом была небольшая часть девушек из числа приезжих. Пел хор.
Священник Образцов в беседе сказал: "В будни народу мало, в эти дни приезжие в г. Котлас крестят детей". Действительно, во время моего посещения 19 июня с.г. в церкви было молящихся не более 15 человек, на улице же на скамейках около церкви сидело 12 женщин с грудными детьми, ожидая обряд крещения детей. В зимнее время совершается обряд крещения детей в среднем в день не более 3.
Настоятелем церкви служит Образцов Н.П., рождения 1881 г., судим по 58 ст. УК и отбывал наказание 3 года. Председатель горсовета тов. Парамонов сказал: "Образцов не то, что Жохов, церковную службу совершает только в церкви, по домам верующих по их просьбам для требоисправления ходит очень редко. Если при Жохове в церковь ходили девушки и молодые женщины, теперь они в церкви встречаются единицами и то из числа приезжих в г. Котлас. Ведь когда был Жохов, он организовал встречу епископа Леонтия, проезжающего через Котлас в Сыктывкар при скоплении народа до 1000 человек. При Образцове никакой торжественной встречи епископа Леонтия не было.
В отчетном квартале я был в г. Сольвычегодске, где имеется действующая церковь. Расположен храм в церковном здании, построенном в XVI веке. Здание состоит на учете в Отделе архитектуры. Здание каменное, одноэтажное, очень высокое, разделенное на две части: на летнюю церковь вместимостью до 600 человек и зимнюю вместимостью до 300 человек.
Церковь открыта в феврале 1946 года. Инициатором открытия являлась Верховцева А.А., рождения 1899 г., домохозяйка, несудимая. В настоящее время помощник церковного старосты.
Посещают церковь верующие г. Сольвычегодска, население которого 5,5 тыс. человек. Ходят в церковь верующие из ближайших сельсоветов Сольвычегодского района и в летнее время по р. Вычегде приезжают верующие из Ленского района. Посещают церковь преимущественно старики и старухи, молодежь в церковь ходит мало. По словам сторожа церкви Южаковой С.А., работающей в церкви 4-й год, посещение церкви уменьшается с приездом в декабре 1951 года священника Образцова А.П. Последний не пользуется авторитетом среди верующих, особенно после религиозного праздника "Пасхи". 19 апреля с.г. накануне "Пасхи" вечером Образцов напился пьяным и заснул. Верующие собрались в церковь, ждали священника "встречать Христа", однако уже час ночи, священника всё нет. Часть верующих стала расходиться по домам. В два часа ночи разбудили Образцова, он пьяным начал служить службу, но всё перепутал, отчего оставшиеся верующие ушли из церкви. Остался Образцов один в церкви. После этого верующие старушки и старики говорили: "Ну и священник у нас, напился пьяным", "Христа проспал, не пойдем больше в церковь".
Действительно, в текущем году в "Троицу" в церкви народа было до 100 верующих и доход церковный составил 3 тыс. рублей, в то время как в 1950 году в этот религиозный праздник было более 200 человек и доход составил около 5 тыс. рублей.
3. О приеме посетителей.
Во 2-м квартале 1952 года у меня на приеме было: служителей культа - 8, членов церковного совета и мирян - 7 и работников Советов - 9.
Наиболее характерные вопросы, поставленные на приеме.
В одно из посещений настоятель церкви Всех святых г. Архангельска Вотчинский сообщил мне, что церковный староста Аверкиев просил архиепископа Леонтия убрать от них второго священника Попова И.Д., так как он пьет. В пьяном виде валяется на тротуаре, собирает вокруг себя народ посмотреть, как пьяный священник недостойно ведет себя. Архиепископ Леонтий приглашал к себе Попова и предупредил его в последний раз, если он еще напьется, то будет переведен в худший приход. Однако Попов продолжает пить, в пьяном виде сломал ногу уже после предупреждения. Верующие недовольны Поповым. Я в это не вмешиваюсь.
Председатель ревизионной комиссии Тимошинской церкви Митина А. лично обратилась ко мне с просьбой воздействовать на председателя сельсовета Шаблыкина, не разрешающего церковному совету проводить ремонт колокольни церкви и ставить забор вокруг церковного здания. Об этой жалобе я сообщил председателю Черевковского райисполкома т. Ширяеву, находившемуся в это время в г. Архангельске, дать указание не чинить препятствия ремонту церкви. Тов. Ширяев дал согласие.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви по Архангельской области А. Окольничников
РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г.Архангельск. Дом Советов
3 октября 1952 г.
При ответе ссылаться на наш № 151с
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за IV квартал 1952 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
1. О количестве действующих церквей и составе духовенства.
По состоянию на 1 октября 1952 г. в Архангельской области действующих церквей 26 и один молельный дом. Из-за отсутствия священников не функционируют церкви:
1. Преображенская церковь Рябовского сельсовета Сольвычегодского района - с 14 августа 1951 г.;
2. Никольская церковь Ненокского сельсовета Беломорского района - с 16 декабря 1951 г.;
3. Богоявленская церковь Ошевенского сельсовета Приозерного района не имеет постоянного священника с 4 марта 1950 г.;
4. Ильинская церковь Шильдского сельсовета Каргопольского района - с 1 марта 1952 г. по причине пожара церковного здания. Несмотря на предложение архиепископа Леонтия священнику церкви Шильдского сельсовета Зотикову П. переехать на приход Богоявленской церкви Ошевенского сельсовета, Зотиков П. от предложения отказался, проживает в Шильдском сельсовете и продолжает писать заявления от имени верующих об открытии вновь церкви.
5. Юхновская церковь Игнатовского сельсовета Ровдинского района - с 10 сентября 1952 г. Священник Супаков уехал из прихода без разрешения архиепископа Леонтия неизвестно куда.
Священников в действующих цервях 30, диаконов 3. Досрочно был освобожден по болезни священник Соломбальской церкви г. Архангельска Басалаев, осужденный народным судом за нарушение закона о денежной реформе на 10 лет. Архиепископ Леонтий назначил священника Басалаева третьим священником Соломбальской церкви.
Прибыл в Ильинский собор регент Кузнецов Петр Степанович, рождения 1893 г., окончил Московскую церковно-певческую капеллу. С 1946 по 1950 год управлял хором Уфимского кафедрального собора, затем жил в деревне Пензенской области и в августе с.г. по приглашению архиепископа Леонтия приехал в г. Архангельск регентом певческого хора Ильинского собора. По заявлению Кузнецова, в Архангельск он приехал потому, что имелось свободное место регента хора. По словам Кузнецова, в хоре, состоящем из 14 человек, преимущественно из мужчин и женщин престарелого и среднего возраста, нет хороших голосов, участники хора плохо знают ноты, поэтому придется много поработать над созданием хорошего хора. Зарплату он получает 3 тыс. рублей в месяц.
В III квартале поступило заявление от группы верующих Тихмангского сельсовета Каргопольского района об открытии вновь церкви.
2. О положении и деятельности действующих церквей.
В III квартале я длительное время болел, поэтому изучил состояние и деятельность одной Сретенской церкви Заостровского сельсовета Исакогорского района. (эта часть доклада уже приведена на сайте - http://loshchilov.ucoz.ru/index/zaostrovskij_prikhod/0-94).
За последнее время в действующих церквях наблюдается недовольство священниками церковными органами на почве церковных денег и плохого поведения священников, так, например, в Юхновской церкви Игнатовского сельсовета Ровдинского района церковный староста Третьяков и председатель ревизионной комиссии Чирков крайне недовольны священником Супаковым из-за того, что тот пьет, старается получить больше церковных денег. Воспользовавшись случаем летом текущего года, когда пьяный Супаков ночью стал стучаться в двери к одной женщине, она, выбежав на улицу, стала кричать о помощи. На крик сбежалось население деревни и увидело пьяного священника Супакова. Этот случай помог Третьякову и Чиркову в церкви объявить верующим: "Священник Супаков пьяница, развратник, любитель денег и поэтому такого священника нам не надо". Потеряв авторитет среди верующих, Супаков вынужден был самовольно, без разрешения архиепископа Леонтия выехать из прихода неизвестно ккуда. Приход не функционирует в настоящее время.
Церковный совет Вельской церкви во главе со старостой Истоминой П., работавшей старостой 7 лет, крайне недовольны священником Субботиным, что он плохо справляет церковную службу, несколько раз просили архиепископа Леонтия послать другого священника. По разрешению архиепископа Леонтия были сделаны перевыборы церковного совета. В настоящее время верующие Вельской церкви разделились на две группы. Авторитет среди верующих священника Субботина небольшой, это подтверждается тем, что верующих из г. Вельска и ближайших сельсоветов в церковь стало ходить меньше.
Особенно недовольны верующие поведением священника Ильинского собора г. Архангельска Киселевым Аф. (иеромонах Андроник), отчисленным из Троице-Сергиевой лавры. Он носит монашеский клобук, в то же время выписал из Загорска жену, дочь 14 лет и вместе живут.
3. О приеме посетителей.
В III квартале 1952 г. у меня на приеме было: служителей культа - 12, членов церковного совета и мирян - 5, советских работников - 4.
Наиболее характерные вопросы, поставленные на приеме.
Священник Соломбальской церкви Кулаков на приеме сообщил мне: "20 августа с.г. по просьбе верующей работницы лесозавода № 29 крестил ребенка. Во время крещения ко мне подошел зав. кадрами лесозавода № 29 т. Худяков и предложил немедленно уехать в Соломбалу (лесозавод № 29 находится от действующей церкви в 20 км). Я его послушался и уехал. Вместе с тем я очень плохо почувствовал, когда меня попросили выехать, не закончив обряд крещения другим работникам. Больше никогда не поеду на этото завод".
Через несколько дней после посещения меня священником Кулаковым я получил письмо от работницы лесозавода № 29 Меркурьевой Е.Е., в котором она жалуется на то, что крестила 4-летнего сына, на ее квартиру наложили карантин на 12 дней и запретили сыну посещать детсад. Гражданка Меркурьева мать одиночка, сына оставить не с кем, на работу необходимо ходить, в противном случае ей не будут платить зарплату. Она просила в письме помочь ей сына устроить в детсад. По моей просьбе председатель Маймаксанского райисполкома т. Панихидин предложил ребенка гражданки Меркурьевой принять в детсад, а директору лесозавода № 29 оплатить ей за вынужденный прогул. Зав. кадрами сделано строгое предупреждение.
Священнику Кулакову в устной беседе я сообщил, что по просьбе верующих он может совершать требоисправления на дому верующих.
Была у меня на приеме церковная староста Вельской церкви Истомина П. с жалобой на священника Субботина, охарактеризовав его: "Субботин не духовный учитель, а служитель своего кармана". Истомина крайне заинтересована в деятельности церкви, так как на приеме она заявила: "Мне платят в церкви 400 рублей в месяц, где я, старуха, получу такие деньги". Она упорно желает и стремится всеми путями остаться церковной старостой.
Приходил на прием газетный работник политотдела Северного морского пароходства т. М-в, член ВКП(б), с жалобой на крещение без его ведома женой дочери женой. Просил меня помочь ему убедиться в крещении дочери в церкви путем просмотра записи крещений в книгах церкви. Я ему ответил, что не знаю, ведутся ли в церкви записи совершенных церковных обрядов, а потому помочь в просьбе не могу.
4. О взаимоотношениях с архиепископом Леонтием.
В III квартале архиепископ Леонтий был у меня 7 раз. В одно из посещений он мне сообщил, что в начале сентября ездил в Красноборскую церковь Красноборского района. Без его согласия, видимо, по извещению благочинного Образцова, собрались из ближайших приходов 9 священников. Церковная служба была торжественная, хотя народу собралось немного, человек 30-40, в то время как в "Пасху" и "Рождество" в этой церкви присутствовало верующих более 200 человек.
Архиепископ Леонтий сообщил мне, что священник Юхновской церкви Игнатовского сельсовета Ровдинского района Супаков написал ему грубое письмо: "Я давно исправился (видимо, архиепископ Леонтий писал Супакову о его поведении) и гораздо лучше хваленых Ваших попов. Я не хочу быть священником, лучше займусь фотографированием". В заключение архиепископ сказал: "С Супаковым и раньше было, нагрубит, а потом просит прощения. С уходом такого священника православная церковь ничего не теряет".
В ряде посещений архиепископ Леонтий сообщил о переводе священников из одного прихода в другой. Взаимоотношения у меня с архиепископом нормальные, я к нему не ходил. Никаких подношений со стороны духовенства и церковников не было. За отчетный период архиепископ Леонтий никаких совещаний с духовенством не проводил.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви по Архангельской области А. Окольничников
РСФСР
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г. Архангельск. Дом Советов
8 января 1953 г.
При ответе ссылаться на наш № 2с
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
Копии - секретарю ОК ВКП(б) т. Иванову Н.И.
председателю облисполкома т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за IV квартал 1952 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР по Архангельской области
г. Архангельск. Дом Советов
8 января 1953 г.
При ответе ссылаться на наш № 2с
СЕКРЕТНО
Совет по делам русской православной церкви
при Совете Министров СССР
товарищу Карпову Г.Г.
Копии - секретарю ОК ВКП(б) т. Иванову Н.И.
председателю облисполкома т. Минину П.В.
ОТЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКЛАД
за IV квартал 1952 года Уполномоченного по делам
русской православной церкви по Архангельской области
1. О количестве действующих церквей и составе духовенства.
По состоянию на 1 января 1953 года в области действующих церквей 25 и один молитвенный дом. За отчетный период уменьшилось на одну действующую церковь, т.к. в октябре месяце 1952 г. снята с учета действующих церквей - церковь в с. Шидьды Каргопольского района в связи с тем, что община верующих не имеет молитвенного дома.
Из-за отсутствия священников не функционируют церкви:
1. Никольская церковь в селе Юрье-Наволоке Красноборского района - священник Боярский умер 5 декабря 1952 г. Вместо него архиепископ Леонтий никого не назначил.
2. Церковь в с. Юхново Ровдинского района не работает с 10 сентября 1952 г.
3. Богоявленская церковь Ошевенского сельсовета Приозерного района.
Священников в действующих церквях 29, диаконов 3.
За отчетный период архиепископ Леонтий посвятил в священники диакона церкви сел. Кочпон города Сыктывкара Коми АССР, рождения 1887 г., образование низшее, не судим, на оккупированной территории не был, пенсионер II гр. Архиепископ Леонтий назначил Налимова 8 октября 1952 г. в Преображенскую церковь Рябовского сельсовета Сольвычегодского района. После посвящения в священники Налимов две недели служил в Ильинском соборе и, несмотря на то, что настоятель собора Ненарокомов принимал все меры к усвоению Налимовым церковного устава, все равно он поехал служить, не выучив Ненарокомова "науки". Архиепископ Леонтий дал Налимову характеристику: "С меня три пота сошло, чтоб научить Налимова, но он оказался крайне туп, никогда бы не послал его в священники при наличии другого знающего священника". Посылает архиепископ Леонтий по его характеристике плохих священников, чтобы заполнить пустующие приходы.
В ноябре месяце приезжал для поступления на работу в одну из церквей области священник города Иваново Корякин Н.А., рождения 1925 года, образование 8 классов средней школы и окончил авиационную школу механиков, был послушником Троице-Сергиевой лавры.
В IV квартале архиепископ Леонтий сделал следующие перемещения священников: самовольно бросившего приход церкви Юхново Ровдинского прихода - Супакова А. назначил священником Никольской церкви Ненокского сельсовета Беломорского района.
На священника Ильинского собора Киселева Аф. от группы верующих поступило заявление архиепископу Леонтию о том, что Киселев монах, а имеет жену, дочь, проживающих с ним в одном доме, поэтому просят немедленно убрать из Ильинского собора, в противном случае от группы верующих поедут к патриарху с жалобой на Леонтия. Испугавшись угрозы верующих, Леонтий переводит священника Киселева в Успенскую церковь г. Вельска, а священник Субботин И. "для пользы службы" перемещен священником Ильинского собора г. Архангельска.
На Субботина архиепископу Леонтию поступило от группы верующих ряд заявлений о том, что он груб с верующими, пьянствует и присваивает церковные деньги. Желая удовлетворить просьбу отдельной группы верующих, Леонтий перводит Субботина на другой приход.
В IV квартале ушел за штат по старости священник церкви с. Шильды Каргопольского района Зотиков П. Умер священник Боярский Никольской церкви с. Юрье-Наволдок Красноборского района.
В прошедший квартал не поступало заявлений об открытии церквей.
2. О положении и деятельности действующих церквей.
По посещаемости верующих доходность церквей, а также по некоторому влиянию на население действующие церкви области можно отнести к трем категориям: к 1-й кат. - 4, ко 2-й - 9, к 3-й - 13, при этом к 1-й кат. относятся 3 церкви г. Архангельска и церковь гор. Котласа; ко 2-й кат. - 9 церквей, находятся в сельской местности, городах районного подчинения; 13 церквей, относящихся к 3 категории, находятся в сельской местности, религиозные службы в этих церквах проходят в воскресенья и большие религиозные праздники, верующих посещает от 10 до 40 человек, доходность в месяц от 450 рублей (Мондинский сельсовет Онежского района) до 1200 рублей (Ямской сельсовект Котласского района). Церковную службу посещают преимущественно лица престарелого возраста.
В церквах 1-й категории, особенно в г. Архангельске, для привлечения верующих в церковь священники совместно с церковными органами проводят украшение икон искусственными цветами, организуют платные хоры, коллективное пение верующих, церковь освещают электричеством, стараются создать уют (тепло, светло). Изучение положения и деятельности трех церквей г. Архангельска показало, что верующих и доходность больше в религиозные праздники, так, в "Покров день" 14 октября, в "Николин день" 19 декабря в Соломбальской церкви было совершено две литургии, одна ранняя, когда верующих было не более 30, и поздняя - верующих было 200 человек. В этот день служило три священника, пел хор, доход церкви составил более 2000 рублей. В этот же день в другой церкви г. Архангельска - Кузнечевской - на обоих литургиях было верующих более 250, доход составил более 2500 рублей, в то время как в воскресные дни посещение церкви 70-80 человек, доход составил тогда в два-три раза меньше.
В связи с тем, что в 1952 г. в значительной части области, начиная с июля месяца стояли дожди, что сильно задерживало сенокос и уборку хлебов, я интересовался, не было ли со стороны отдельных верующих просьб хождения по полям с иконами для служения молебна "о молении хорошей погоды".
Выяснилось, что небольшая часть верующих, в том числе несколько монахинь, попросили священника Филатова в церкви отслужить молебен "Господу богу" о прекращении дождя. В церкви был отслужен общий молебен, по полям с иконами не ходили.
На другой день после молебна дождь пошел еще больше. Верующие говорили: "Напрасно совершали молебен, сильно молились богу, все равно он не помог, дождя еще больше пошло". Никаких попыток к служению молебна больше не было.
Филатов - священник церкви г. Каргополя, 1880 г.р., был осужден по 58 ст. п.10 УК, отбывал срок в лагере 8 лет. Он по-прежнему пьет, вместе со старостой Петуховым присваивал церковные деньги, среди верующих он не пользуется авторитетом. Филатов труслив, крайне осторожен в своих действиях, проповеди говорит только на религиозные темы, по домам верующих по их просьбе ходит редко, церковные требы совершает в церкви.
3. О приеме посетителей.
В IV квартале 1952 г. у меня на приеме было служителей культа 20, членов церковного совета и мирян - 12, работников Совета - 6.
Наиболее характерные вопросы, поставленные на приеме:
настоятель Ильинского собора Ненарокомов выразил свое недовольство священником Остроумовым: "он с мирянами груб". В доказательство этого привел пример: "Сын по просьбе умершей матери хоронил ее по-церковному. Священник Остроумов в две минуты совершил отпевание умершей и крикнул сыну: "тащи тело матери на могилу хоронить". Сын, крайне возмущенный торопливостью, грубостью Остроумова, ответил ему: "Не священник ты, а собака, еще за похороны взял 30 рублей, больше ноги моей в церкви не будет".
Или, желая скорей совершить поминовение умерших, Остроумов локтем часто поминальников столкнул на пол, чем вызвал возмущение верующих: "Вот грубиян, он насмехается над нами, деньги берет за поминовение, а поминать не хочет".
"Я, продролжает Ненарокомов, - несколько раз просил архиепископа Леонтия убрать Остроумова из собора, но получил отрицательный ответ".
Священник Соломбальской церкви г. Архангельска Гольчиков при одном посещении сам заявил: "В церкви у нас три священника, два уже преклонных лет, а третий Кулаков молодой, не имеет голоса, авторитетом среди верующих не пользуется. Ходит по общежитиям рабочих и кричит: "кто хочет крестить детей, мне надо подзаработать денег". Я просил Гольчикова, как настоятеля церкви, напомнить священнику Кулакову, что он может совершать церковные требы на дому у верующих по их приглашениям.
4. О взаимоотношениях с архиепископом Леонтием.
В IV квартале архиепископ Леонтий был на приеме у меня 4 раза. В одно из посещений жаловался мне, что за последнее время идут к нему от ряда церковных советов с жалобой на священников, ни их грубость с мирянами, на бесконтрольное расходование церковных денег и т.д. Есть жалобы на священника Руденко Заостровской церкви г. Архангельска, на священника Субботина церкви г. Вельска и т.д. Жалобы его очень расстраивают, он боится, что отдельные группы верующих будут жаловаться патриарху.
Среди духовенства архиепископ Леонтий не пользуется авторитетом за его нерешительность, слабохарактерность, посвящение в священники лиц, незнающих богослужения. Священник Вотчинский так отзывается об архиепископе Леонтие: "Посвящает в священники первого попавшегося, как получилась с диаконом Налимовым. Надо подбирать подготовленных священников, эти поднимут авторитет духовных лиц".
Действительно, архиепископ Леонтий, имея ряд зарегистрированных, но недействующих церквей из-за отсутствия священников, в последнее время назначает в приходы священников, имеющих плохую характеристику с его стороны, например, священника Супакова, самовольно бросившего приход в с. Юхново Ровдинского района, неизвестно где пропадавшего полтора месяца, иеромонаха Киселева, потерявшего авторитет среди верующих, архиепископ Лонтий перевел из Ильинского собора г. Архангельска на приход г. Вельска.
Архиепископ Леонтий последнее время болеет, ходит очень медленно, слова произносит неясно, однако уходить за штат не собирается, в январе месяце 1953 г. предполагает ехать в г. Ленинград на лечение. Взаимоотношения с архиепископом нормальные, я к нему не хожу. За отчетный период архиепископ Леонтий никаких совещаний с духовенством не проводил.
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви
по Архангельской области А. Окольничников