Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora


 
В истории Архангельской епархии советского времени был весьма примечательный период, когда её возглавлял епископ Феодосий. Хранящиеся в областном архиве документы, главным образом дела облисполкома, дают достаточно полное представление о нём. Как, впрочем, и о том, что, какие и чьи действия обусловили появление этого епископа в Архангельске.

А преопределила его последовавшая 22 января 1953 года кончина архангельского архиепископа Леонтия (Смирнова). Его обязанности стал по совместительству исполнять вологодский епископ Гавриил (Огородников). Архангельские власти сочли этот факт для области унизительным и оскорбительным. Поэтому 2 июля уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви по Архангельской области А. Окольничников писал в Москву: "По мнению областных партийных, советских организаций, а также моему, желательно иметь самостоятельного епископа по Архангельской епархии".

Осенью пришло известие о назначении владыки, принесшее, однако, не удовлетворение, а нежданные проблемы. Так как им стал Феодосий Коверницкий (Коверниковский), бывший (ибо проштрафившийся) епископ Черновицкий и Буковинский. Вслед за его приездом началась "украинизация" епархии: местные священники вытеснялись из богатых приходов, их места занимали земляки Коверницкого. О том, как это происходило, какие начались конфликты и какого содержания жалобы вслед за этим последовали, рассказывают ниже приведенные архивные документы.

Первым почувствовал надвигающуюся опасность архангельский священник Ненарокомов, который поспешил поделиться дурными предчувствиями с А. Сазоновым (сменившим Окольничникова, умершего в августе 1953 года ). В этой связи новый уполномоченный в своей докладной записке 28 ноября писал:

"Во время беседы священник Ненарокомов, член епархиального совета, сообщил, что 21 ноября поступила телеграмма из Москвы, сообщающая, что в Архангельск назначен епископом Феодосий. Их заинтересовало, откуда он и кто, просмотрели все документы и в календаре за 1947 год нашли Феодосия из Молдавии, но где он был последнее время установить ничего не смогли. 22 ноября поступила телеграмма Феодосия из Тирасполя о своем назначении в Архангельск. Одновременно в этой телеграмме просит срочно сообщить, сохранена ли квартира бывшего епископа, количество комнат и их размер, какая мебель подробно, одновременно просит сообщить, как дело обстоит с пропиской. О дне выезда сообщит дополнительно. Они подготовили подробный ответ - телеграфировали молнией, умолчав о прописке. На второй день получили повторную телеграмму, требующую сообщить, как с пропиской. Не зная, как ответить, Ненарокомов пошел в Областное управление милиции за консультацией. Там поинтересовались, кого он хочет прописывать, но из телеграммы непонятно и ему порекомендовали следующий текст телеграммы: По интересующему вопросу обратитесь в Архангельское управление милиции. Добавил, за эту телеграмму он на меня обидится, но я другого сделать не мог. После этой телеграммы больше запросов нет.

В дальнейшей беседе Ненарокомов высказал большие опасения и чувствует беспокойство, говорит: Феодосий приедет, по-видимому, со своей свитой, привезет "западников", их там присосалось к церкви много, а нас постарается разогнать по разным приходам. Это будет почище Гавриила-Вологодского. Тот тоже пытался после посещения Архангельска посадить к нам "западников", даже без согласования с уполномоченным. Но не вышло, двое из намеченных к нам приезжали, но их не приняли и они работают в Вологодской области, один в В. Устюге, а другой, не знаю, где.

Гавриил в наших церквях во время своего посещения создал институт информаторов. Нам было непонятно, откуда он знает не только о имеющихся сплетнях, разных дрязгах и некоторых внутренних вопросах, о которых ему не сообщали, а он нас засыпал запросами и объяснениями, а теперь выяснилось следующее: во время поездки его по Архангельским церквям, он щедро раздавал "подачки" в виде материальной помощи, кому сто, а кому и двести рублей, одновременно просил ему писать все, что они узнают о церкви, поведении священников, а он их не забудет в дальнейшем и будет оказывать материальную помощь. Это теперь рассказали сами некоторые прихожане. Из всей беседы чувствуется тревога и опасения у епархиального совета, каков-то будет новый епископ".

Из докладной записки А. Сазонова, предназначенной для секретаря обкома КПСС Н. Иванова и председателя облисполкома С. Моликова:

"3 декабря прибыл вновь назначенный епископ Феодосий, в тот же день явился на прием для знакомства и представления документов для регистрации, спешил приступить к службе, так как 4 декабря совпадает с религиозным праздником и во всех городских церквях было объявлено, что приедет новый епископ и будет служить в соборе с участием всех священников города. На первой службе епископа, несмотря на то, что 4-е четверг, рабочий день, народу было 600 человек. Такого посещения, по заявлению настоятеля собора, давно не было, интересовались службой епископа. Преимущественно были женщины средних лет и престарелого возраста, мужчин незначительное количество, молодежи и учащихся не было, дошкольного возраста с матерями было несколько человек. Хор певчих в составе 17 человек, большинство служащие советских учреждений, были все...

Епископ Феодосий Павлович Ковернинский, 1885 года рождения, уроженец г. Белая Церковь Киевской обл., образование - Киевская духовная семинария. В 1948 году посвящен в сан епископа и управлял Черновицкой епархией, с 1949 года до назначения в Архангельск был отстранен от руководства. В 1937 году был осужден на 10 лет, в 1940 году снижено наказание до 5 лет, срок наказания отбыл полностью. Проживает в доме, принадлежащем церковному совету, состоящем из двух отдельных квартир, квартира епископа составляет 5 комнат в 120 кв. метров.

В последующей беседе 30 декабря епископ сообщил, что он на днях ждет приезда двух священников, от которых получил согласие о выезде и попросил моего согласия на регистрацию. Особенно ждет священника М. Коломацкого, 1884 г.р., из гор. Чернобыля Киевской обл., имеющего судимость и отбывавшего ссылку на Соловецких островах. В период Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории, его предполагает использовать настоятелем собора вместо священника Ненарокомова, одновременно своим секретарем. Второй священник (фамилию забыл) выселен из Польши по окончанию Отечественной войны и проживает в Черновицкой епархии.

Епископ (чувствуется в беседах скрытность) умалчивает об отдельных моментах, ездил в Вологду к Гавриилу с визитом, но не заикнулся о своей поездке. Выслуживается пред Московской патриархией - увеличил сумму отчислений, для чего провел дополнитльное отчисление - налог с доходов всех церквей, это было сделано и Вологодским Гавриилом за период его руководства. При жизни и деятельности епископа Леонтия налог с церкви Октябрьского района взимался в месяц 3000 рублей, Гавриил увеличил до 4200 руб., а Феодосий до 5100 руб. По Ильинскому собору Первомайского района платили 6000 руб., Гавриил увеличил до 9000 р., а Феодосий довел до 10500 руб. Об этом налоге большое недовольство высказывают все священники г. Архангельска..."

Из докладной записки А. Сазонова от 31.03.1954 г.:

"Для епископа Леонтия церковным советом Кафедрального собора г. Архангельска была куплена машина марки "Победа". В марте текущего года епископ Феодосий за счет средств епархиального совета купил новую машину марки "ЗиМ", заплатив 56 тыс. руб., а сколько израсходовано на командировку в Москву шофера и церковного старосты и оплату за железнодорожную платформу для транспортировки автомашины не установлено..."

Из доклада А. Сазонова за первую половину 1954 года:

"В мае ездил в Заостровский сельсовет. По сообщению старосты, в день приезда епископа народу было много, больше чем в пасхальные дни. За выезд епископа к ним церковь ему оплатила 1000 рублей, а его сопровождавшим четырем священникам по 250 рублей, да на угощение истратили около 500 рублей, и все-таки доход в церкви в день приезда епископа оправдал все расходы..."

Из доклада А. Сазонова за вторую половину 1954 года:

"Развивается деятельность епископом Феодосием на укрепление своего престижа, а главное авторитета среди духовенства путем создания ядра вокруг себя из своих, как посвященных, а особенно приезжих своих, когда-то ранее посвященных. Создавая им лучшие материальные условия, назначая в приходы городских церквей, а также сельские, но наиболее доходные. Старых священников пытается унизить пред верующими, обвиняя их в пьянстве, склочности, неподчинении и других недостойных поступках. Применяя к ним метод запрещения в службе, выводит за штат с немедленным освобождением квартир.
 
Этими путями стремится избавиться, надеясь, что они уйдут из епархии, о чем не скрывает своих настроений, высказывая в беседах. 27 сентября в один день сразу вывел трех священников, один из них благочинный первого округа. Последние действия епископа обжаловали и через два месяца патриархией были все восстановлены, двух епископ направил в сельские приходы, а благочинного направил третьим священником в городскую церковь Соломбальского района, где собрал трех старейших священников, а в двух других городских церквях назначил вновь приезжих и посвященных вновь.

Проводимые подобные мероприятия не укрепили авторитета епископа и создали не только недовольство среди старых священников, но и многие приезжие недовольны репрессивными действиями и настаивают их освободить - это священник Корякин, который заявил епископу, что служит последний месяц, а также недовольство на епископа высказывает священник Гулин и диакон Журин, это из вновь недавно прибывших. Это же недовольство высказывают члены церковного совета, да и верующие, которые приходили и просили совета, куда лучше писать жалобу на епископа - в совет ли по делам русской церкви или патриарху. Я рекомендовал писать патриарху...

С опубликованием Постановления ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения епископ Феодосий сказал: с удовлетворением ознакомился с Постановлением ЦК КПСС, это такое решение, которое прекратит полностью не только разные оскорбления, которые иногда кто-то допускал не только к духовенству, но иногда и к верующим и особенно по совершению разных треб,граждане не будут бояться. Мною дано указание всем настоятелям, чтобы сами прочитали и ознакомили членов церковного совета...

Из докладной записки уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по Архангельской области Сазонова, посланной под грифом "Секретно" 14 ноября 1954 года и озаглавленной:

"О борьбе с пьянством и националистических проявлениях среди священников" (орфография и пунктуация сохранены)

"За последнее время среди духовенства - священников г. Архангельска в связи с приездом новых священников украинцев, между ними создалось не только недовольство (которое не раз высказывали у меня старые священники), а открытая вражда между ними. Этому способствует своими действиями сам епископ Феодосий.

Вновь прибывающих священников (прибыли 4 священника и 2 диакона) устраивает в церкви г. Архангельска, где повышенные оклады 2-3 тыс. рублей с оплатой подъемных от 3 до 4 тыс. рублей, а старых русских священников передвигает в сельские приходы, где оклады ниже от 600 до 1000 рублей. Одновременно за первое полугодие епископ выгнал двух священников из Архангельской епархии, а диакона лишил сана.

При поездке епископа по церквям в г.г. Онегу, Котлас, Сольвычегодск, Коми АССР, Холмогорский район и Заостровский сельсовет Архангельского района его сопровождала свита, составленная из священников украинцев, даже не был приглашен благочинный первого округа, когда епископ ездил по округу. Все это естественно накаляло обстановку во взаимоотношениях между русскими и украинскими священниками, а также недовольство к епископу.

Учитывая еще одно обстоятельство, что все религиозные праздники духовенство всегда отмечало по окончании дневной службы трапезами с обильной пьянкой, на которых принимали участие все священники, в которых также участвовал и епископ. На последних таких праздниках кое-кто из старых русских священников не принимали участие под разными предлогами. 9 августа священник Вотчинский, благочинный первого округа, отмечал день своего ангела, были приглашены все священники г. Архангельска и члены церковных советов, за исключением прибывших священников украинцев. Был приглашен и епископ, который явился к имениннику, но привез с собой неприглашенного священника Белевича из вновь прибывших.

После обеда и обильной выпивки в присутствии всех гостей произошел крупный разговор, точнее, скандал, перебранка, в которой именинник неприглашенного священника обругал всяко, обзывая "хохлом" и предложил покинуть его дом, как нежелательному гостю. Скандал-ссору унять не могли, неприглашенный священник вынужден был покинуть дом именинника, а вместе с ним и епископ.
На третий день после скандала епископ сам рассказал об этой печальной истории. Одновременно сказал, если не смогу их помирить, то к священнику Вотчинскому примет строгие меры до поездки в отпуск, который ему разрешен патриархом, едет на курорт Одесса, санаторий "Аркадия" с 3 сентября, путевка куплена в областной конторе.

28 августа в беседе епископ сообщил, что 30 выезжает на курорт, вернется около 10 октября. Одновременно передал заготовленные 27 августа три своих распоряжения о выводе за штат и снятие с регистрации трех священников со следующей мотивировкой: (даю дословно текст одной из них)
"Настоящим извещаю вас, что мною настоятель Всехсвятской церкви г. Архангельска протоиерей Н. Вотчинский за многолетнее нетрезвое его поведение, за совершенно незаслуженно нанесенную им мне лично и настоятелю Кафедрального собора г. Архангельска и секретарю епархиального управления протоиерею В. Белевичу в день его ангела 9 августа в его квартире, как его гостям, оскорблений, за невыполнение моего распоряжения от 18 августа за № 598 о представлении объяснения такого недостойного сана просвитера проступка, за отказ перейти по моему предложению на один из приходов епархии и за несогласие удалить из своей квартиры, при наличии супруги, компрометирующей своим постоянным у него пребыванием и более близким, чем нужно, отношением гр. Подосиновой А.А., за националистическик антиукраинские настроения и выкрики долой "хохлов", согласно правил св. апостолов 49, 54, 55 и 25 освобожден от испонения обязанностей благочинного первого округа и должности настоятеля Всехсвятской церкви г. Архангельска, уволен за штат впредь до раскаяния и запрещен в священнослужении. Прошу вас снять протоиерея Н. Вотчинского с регистрации и не разрешать ему где-либо совершать богослужение и треб".

Два следующих предписания с аналогичной характеристикой, из них одно на второго священника Всехсвятской церкви Субботина И. и в этой церкви не осталось ни одного священника. Третье предписание на священника Руденко из собора. Новое назначение на замену уволенных подготовлю, а на будущей неделе секретарю епархиального управления представить. Священники Вотчинский и Субботин получили предписания епископа 30 августа и прекратили службу в своей церкви. С 30 августа по 3 сентября службы в церкви не было, чем создали переполох среди верующих, это событие стало известно во всех городских церквях.

Во всех городских церквях верующие стали организовывать сбор подписей для протеста и жалобы на действия епископа. 5 сентября за вечерним богослужением в Ильинском соборе г. Архангельска имелся такой случай: верующая гр. Горичнева Татьяна прервала службу, которую вел настоятель собора священник Белевич, и полным голосом с выкриком на всю церковь стала обвинять священника Белевича, епископа, что неправильно поступают, увольняя русских старых священников, а новые приезжие ведут себя не так как должно быть, заявляя, что будем жаловаться на эти безобразия патриарху.

В момент этих церковных событий имели место и такие факты - невыполнение распоряжений, указов епископа. Перед своим выездом в отпуск епископ одного прибывшего священника перевел в г. Вельск настоятелем, а старого там священника назначил вторым. Церковный совет отказался принять нового священника, мотивируя, что обходятся хорошо одним, а двум платить по 2 тыс. рублей считают преступлением. Этот священник вернулся из Вельска, но секретарь епархиального совета направил обратно с указанием выполнить указ епископа до его приезда.

Второй факт, вновь назначенный священник в церковь Заостровского сельсовета Архангельского района с предписанием епископа увеличить зарплату до 2 тыс. рублей и оплатить подъемные 3600 рублей. Церковный совет также отказался, заявляя, что у нас был священник, нового не просили, а поэтому подъемных платить не будем.

Таким образом, епископ, выбывая в отпуск, создал такую обстановку среди священников, которые между собой грызутся, создавая склоку, втягивая в это дело верующих, которая сказывается на его престиже..."

К протицированному следует добавить, что эта докладная записка была адресована первому секретарю обкома КПСС И.С. Латунову и председателю облисполкома С.И. Моликову.

Из записки, посланной 31 января 1955 года А. Сазоновым председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР Г. Карпову (копии в обком КПСС и облисполком):

"Направляем Вам согласно телефонного разговора два образца фотокарточек епископа Феодосия Коверинского. Этими фотокарточками с 23 января с.г. торгуют в кафедральном соборе г. Архангельска.
Всего фотокарточек было заказано: епископ в облачении 154 штуки, первые 4 штуки по цене 5 руб., остальные 150 по 1 руб. 75 коп. за штуку; епископ в черной мантии тоже 154 шт. по той же цене и вдвоем епископ с настоятелем собора всего 20 фотокарточек..."

Из доклада А. Сазонова за первую половину 1955 года:

"Имея недостаток в священниках, епископ ведет работу по пополнению в двух направлениях. Первое, ведет большую переписку со священниками, приглашая их к себе на работу, одновременно просит и архиереев не препятствовать изъявившим желание служить на Севере. Не раз обращался и в патриархию, чтобы посодействовали переводу, но архиереи не особенно удовлетворяют его просьбу, о чем не раз вспоминал епископ в беседах.

Второе направление деятельности пополнения недостающего количества, это производство на месте, любой гражданин изъявил согласие независимо от его подготовки и грамотности, пытается посвящать в сан духовенства.

Имелся и такой факт. Епископ в церкви Заостровского сельсовета снял с работы старосту и председателя ревизионной комиссии. Собрание двадцатки не согласилось, заявили, лучше пусть закрывают церковь и уберут этого священника "хохла". Тогда епископ дает указание переоформить состав двадцатки и выбрать новые церковные органы. Чем закончится, пока неизвестно... Епископ Феодосий выписывает газеты "Известия", Литературную, областную газету "Правда Севера", журналы "Огонек" и "Крокодил". Художественной литературы не читает, имеет радиоприемник. Слушает радио редко, за текущими событиями следит, но плохо разбирается..."

Жалоба (точнее, донос) на епископа, поданная в Архангельский облисполком для пересылки председателю Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР Г. Карпову. Её текст приведён с полным сохранением пунктуации и орфографии, в том числе с имеющимися грамматическими ошибками и сокращениями слов.

"Вечно богом проклятого: распинателя Христа, богохульника, душегуба, вора, кровопийца, гнусного обманщика, лицедея, плута, подлеца, поддельщика фальшивых документов и писем, афериста, артиста в церк. облачении, развратника, хулигана, бандита с большой дороги, д"явола, прикрывающегося церковным облачением, Божьего преступника хулившего и распинавшего Спасителя 14 лет, все самое ужасное, что может совместиться в подонке общества - будет наказан гражданским судом за воровство, развратную жизнь, незаслуженные побои и нарушения гражданского закона. Управляющий епархией, епископ Архангельский и Холмогорский, владыка Феодосий - преступник во всех отношениях и вопиющий негодяй.

Многоуважаемый Уполномоченный Совета СССР т. Карпов - прошу поймите меня и поверьте - это святая правда. Прошу принять меры к проклятому душегубу. Если и Вы не примете меры к нему; я вынуждена буду со снимком о побоях неоднократно наносимых им, но ради бога терпимых 4 года, подать на суд. Прошу произвести следствие здесь на месте куда я сейчас по божьему промыслу приехала.
Не разрешайте ему как артисту давать гастрли (так написано) по всем городам, обманывать и соблазнять людей, иметь во всех городах жен и их на ворованные церковные деньги. Не разрешайте ему больше позорить святую христову церковь и губить души людей, а удалите вечно богом проклятого распинателя.

Прошу умоляю Вас, помогите мне пожалуйста в моем горе; не допустите до того, чтобы меня заблудшую божию овцу убил бандит с большой дороги. Распорядитесь пожалуйста произвести следствие, которого уже 14 лет сам бог ждет. Если не будут приняты меры, я буду его обличать до тех пор пока Вы не выгоните его из святой христовой церкви, в которой не место распинателю Христа гнусному мерзкому развратнику, потерявшему стыд, совесть и страх божий; без конца грапит, живет развратом, беззаконной жизнью, развратничает с женщинами, которых имеет не счесть, да я и не нахожу нужным это делать в письме. Такой человек по церковному ЗАКОНУ ДОЛЖЕН БЫТЬ уже давно удален из святой церкви христовой. Грех ему! "крестному и духовному отцу и пастырю". Он хотел вырвать из моего сердца бога и привести мою душу в ад, но как мелко он плавает, чтобы погубить мою душу; я с божьей помо-щью научилась "глубоко плавать".

Я писала не раз св-му патриарху о нашем 4-х годичном духовном бое. он все знает и ему это ясно как божий день; что он из меня убогого человека хотел сделать наглую, гнусную обманщицу, развратницу и распинательницу Христа, подобную себе; он из меня убогого человека хотел сделать себе жену на ночь для удовлетворения его скотским, гнусным страстям от безмерного оп"янения и обжорства. Увы! как глубоко он ошибся, так как не родился и не родится человек, который бы имел силу вырвать из моего сердца бога; так как я создана не для семьи, не для мужа на ночь (простите пожалуйста). Я создана не для этой жизни. Я создана для бога. Я создана учить и обличать таких беззаконных и нечестивых распинателей как он и ему подобных. Неисповедимы пути божьего промысла, богу угодно было, чтобы я его узнала, причем, так узнала как он сам себя не знает. Я давно поняла, что нам не по пути, следовательно, должна была узнать, что такое христианин, монах, владыка, епископ, архиерей, управляющий епархией и т.п. Я продолжала следить за ним куда идет, к кому идет и куда едет и обличать в его беззакониях и греховных поступках.

Умоляла его продать дом в Черновцах по ул. Воровского 9, оставленный им его второй жене гр. Некрасовой Марии Ивановне вместе с обстановкой, вещами и ценностями, из-за которого он губит свою душу, живя развратной жизнью с ней под предлогом "крестной своего внука", которая сделала от него несколько абортов. Увы! все труды мои тщетны. Дом не продается, а оставлен для греховных поездок. Греховные поездки в Черновцы не прекращены, обманы не прекращатся. Он каким был, таким и остался неисправимым грешником. За мои справедливые обличения его, ты из меня сделал сумасшедшую и самую последнюю женщину на свете перед святейшим патриархом, перед священным синодом и прихожанами г. Тирасполя и г. Архангельска, а себя "святым" своим бесконечным обманом и гнусными, мерзкими и богопротивными делами, потеряв стыд, совесть и страх божий, потеряв божию святую правду, продолжая грабить церковные деньги и вести развратную жизнь. СЛАВА БОГУ! Что он из меня сделал последнюю женщину, я первой и не хочу быть. Господи! Прости меня грешную и окаянную. Но дело не в том, кто был кем и стал кем, я считаю не лишним делом написать Вам т. Карпов всю правду для того, чтобы в конце концов был конец этим мерзким, гнусным и отвратительным его делам. Чтобы я могла быть тем, кем я должна быть для нашей Родины, для бога, а не беса, кем меня считают грешные твари.

Грех мне! иметь такого крестного духовного отца, который уже 4 года тянет меня в пропасть погибели, в ад, а потому своим христианским и гражданским долгом отказаться от такого духовного отца перед Богом и пред всеми людьми.

Он хотел из архиерейского дома в г. Архангельске сделать дом разврата, подобно Черновицкому, но бог жив этого не будет. Вызвав меня безработную из г. Тирасполя, чтобы я у него работала машинисткой. Богу угодно было, чтобы я приехала и нарушила это греховное царство; я должна была знать кто он и с кем я имею дело. И что же я узнала! Я узнала и твердо убедилась, что имею дело с дьяволом во плоти, от меня бог. Вызвав меня в свой кабинет за работой по печатанию на машинке поднимает мне платье, берет за груди и валит на пол с целью изнасилования (что позволяет себе делать и с другими), но его попытка оказалась бесполезной. Я бессильная, но могу с божьей помощью победить дьявола, без плоти и дьявола во плоти, что и доказал, тогда он как зверь набросился на меня с дьяволской силой, нанося мне тяжкие побои (на мой душепогибающий крик прибежали его прислуги, но он их не впустил). Я победила его верой, молитвами и страхом божьим, после чего вся до крови избитая, в синяках, не имея сил итти, была отнесена его прислугами на диван, где и пролежала до следующего дня.

Спрашивается, какое он имеет право после этого управлять епархией, быть владыкой, наказывать и выгонять из церкви за проступки людей, находящихся под его властью. когда сам не может владеть своей волей и своим телом, когда сам находится под властью дьявола и сам есть дьявол. Спрашивается, какое он имеет право выгнать из церкви Леонида Ненарокомова за двоеженство, когда сам вор, развратник и многоженец. Само собой разумеется, доходное место, но это доходное место в его же погибель.

Многоуважаемый т. Карпов, прошу вас простить за беспокойство моим письмом, поймите меня, не вините меня, так как в этом есть божий промысел. Я должна нести крест, который дает мне бог, а не тот крест, который дает мне д"явол в церковном облачении. А потому считаю своим христианским и гражданским долгом уведомить Вас об этом, чтобы предостеречь от погибели души людей.

Прошу следствия и ответ на мое письмо по адресу: г. Архангельск, ул. Кехотская 12. Набиева Вера Григорьевна. 
                                                                                                                                 Набиева"


Решив не ввязываться в церковные распри, Архангельский облисполком это письмо переслал в Москву. В ответе на имя уполномоченного П. Сазонова, подписанном 9 августа 1954 года членом Совета по делам русской православной церкви при Совмине СССР В. Ивановым, в частности, говорилось:

"Гр. Набиевой сообщено, что ей следует с этим вопросом обратиться в прокуратуру для привлечения к судебной ответственности епископа Феодосия.
В случае обращения к Вам гр. Набиевой с просьбой с подобным вопросом, порекомендуйте ей сделать то же самое, оказав в необходимом случае возможное содействие".


Поскольку в других документах облисполкома нет сведений о том, что упомянутая гражданка ещё раз обращалась по поводу изнасилования, можно полагать, что заявить в прокуратуру на епископа она не осмелилась.

Тем не менее внутриепархиальные распри не утихали, о чём свидетельствует ещё один документ, присланный П. Сазонову от имени "Верующих г. Архангельска". В действительности автором этого письма был сам епископ или кто-то из его ближайшего окружения. Об этом свидетельствует тот факт, что оно отпечатано на епархиальной пишущей машинке. В письме, приведённом ниже с сохранением ошибок, пунктуации и орфографии, говорится:

"Мы верующие г. Архангельска обращаемся к Вам с большой просьбой, помочь нам избавиться трех "китов" - священников нашего города, разагающих церковную жизнь наших приходов. Мы имеем в виду насоятелей гордских церквей: Леонида, Николая и Василия. Первый имеет две жены - одна здесь а другая в Калуге; второй - о. Николай, кроме жены живущей при нем, изсохшей как сухарь за его измен ей, вторую приходящую к нему; третий - о. Василий, как вдовец, ведет жизнь безнравственную с несколькими женщинами. Кроме того все они, особенно Леонид сотрудничают с МГБ, ибо видали их посещающими это управление. Мы знаем, что по проискам Леонида несколько хороших священников сняли из наших церквей. Мы писали об этом их поведении таком безнравственном в Москву - Патриарху Алексию, Митрополиту Коломенскому Николаю, Епископу Вологодскому Гавриилу и новому архиерею Феодосию.

Мы предупреждали последнего не доверять им, поскорее избавиться от соседства Леонида, через тонкие стенки все прослушивающего и сообщающего куда следует, о всем, что он найдет нужным сообщить. Но к великому нашему горю ни Патриарх, ни Митрополит, ни архиереи до сих пор ничего не сделали до их удаления.

Видно архиереи и последний теперешний за одно с ними и покрывает их. Мы решили побеспокоить своей просьбой Вас, так как наше Советское Правительство Вам доверило церковные дела и Вы можете помочь нам в этом. Эти священники знают о Ваших правах и будут всячески стараться перетянуть Вас на свою сторону, приглашать к себе, угощать и прочее, но не верьте им. Оправдывая себя они правды Вам не скажут, а будут отрицать свою вину. Наша Советская власть не допускает безнравственности среди простых людей, тем более она не допустима среди духовенства. Очень просим снять их с регистрации, чтобы они больше не служили и не унижали церковь, запрещающую такую жизнь в духовенстве. Мы надеемся что вы исполните просьбу трудового народа... Мы не подписываемся, ибо знаем, что за такое письмо нам может по их жалобе быть большая неприятность. Но верим Вы, как представитель нашей Советской власти, поможете нам... 
                                                                                    Верующие г. Архангельска
".

Приведённые выше письма - это всего лишь малая часть того компромата, который выливали друг на друга противоборствовавшие группировки. Этим компроматом и примечателем прежде всего период правления епископа Феодосия.