Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora


На Архангельский Север всегда - как в дореволюционные годы, так и в советский период - приезжали за новыми впечатлениями маститые художники. Например, до революции по Северу путешествовали Коровин и Грабарь. А одним из приезжавших в послеоктябрьский период был известный советский художник Дмитрий Исидорович Митрохин (1883-1973) - уроженец Ейска, учившийся в Москве и Париже, всю жизнь, за исключением периода эвакуации, проработавший в обеих столицах. С начала 1920-х годов он увлёкся книжной графикой, одновременно создавая произведения, посвященные видам, быту и людям послереволюционного Ленинграда.
 
Митрохин Дмитрий Исидорович
 
Мощным эмоциональным толчком, открывшим Митрохину круг новых, внеленинградских образов, послужила поездка в 1927 году на Север, состоявшаяся по приглашению давнего приятеля, архангельского архитектора Александра Холопова. Она оставила след в творчестве художника в виде дорожных набросков. В эстампе «Северный город», исполненном после возвращения, превосходно выражено впечатление, полученное от посещения Архангельска, где тогда буквально все было пропитано запахом дерева. Мастерски исполнен и другой эстамп - «В северном городке».

Гравюра «На Северной Двине» создана другим способом - резцом по металлу. Она примечательна экономичностью средств, с помощью которых лаконично и живо подан вид, открывающийся с борта парохода на широкие просторы могучей реки. Удивительно, с какой остротой южанин Митрохин уловил особое, присущее только северной природе очарование.
 
 
Еще одна его работа - рисунок «Архангельск. Набережная», выполненный акварелью и тушью, - донесла до нас образ города 1920-х годов. Образ, конечно, собирательный, хотя можно предположить, что на рисунке изображено место выхода Поморской улицы на набережную.
 
 
Наряду с другими рисунками впечатления нашли свое отражение и в путевых заметках. Они, безусловно, менее лиричны, но, видимо, этим и ценны. Вот некоторые подмеченные зорким взглядом художника приметы Архангельска той поры:
 
«На улицах роют землю великолепные розовые свиньи с поросятами. Везде на улицах трава.
 
Запах трески и свежераспиленного леса. Мальчишки на лошадях, боком сидят как-то
.
Улица (главная улица) товарища Павлина Виноградова. Вместо тротуаров - мостки деревянные.

На тротуаре - чистильщик сапог. Читает книжку с цветистой обложкой. Другая, такая же, лежит рядом. Пока он чистил мне башмаки - я рассмотрел книжку: испанский язык.
- Откуда вы?
- Из Южной Америки.
- Армянин?
- Ассириец.
Говорит по-русски.

Пароходы - на Белое море, на Ледовитый океан, на Новую Землю.

Река Северная Двина - широкая, как Ейский лиман. Воздух морской. Иностранные пароходы. Грузят лес, пушнину.
 
Пароход «Карл Маркс». Отличный, чисто и удобно. Отходит ровно в 6 ч. вечера в Котлас, около 600 верст на юг от Архангельска.

В каюте тихо и покойно. Из окна вид на берега. Они покрыты под Архангельском, во все стороны, срубленным и сложенным штабелями лесом. Свежее дерево блестит на солнце золотом.
 
Перед отъездом заходил опять в музей. Доски пряничные, доски для набоек - превосходные! Резьба по кости. Кстюмы, тканные шелком, великолепные по колориту.
 
Архангельские улицы, подальше от центра, выводят в затянутое илом болото. Серебрятся, как на ранних этюдах Константина Коровина...»

В заключение замечу, что побывавший у нас в 1927 году художник не мог не упомянуть газету «Правду Севера», тогда иначе именуемую: «Белые ночи так светлы, что газета «Волна», выходящая поздно вечером «на завтрашний день», прочитывается тут же на улице».