Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora



Проблема дефицита и старения квалифицированных рабочих кадров, их текучести хотя и в разной степени, но практически повсеместно остра для крупных и небольших предприятий нашей области. Стараясь ее смягчить, работодатели пытаются всевозможными способами. Например, обещаниями более высокой оплаты труда удержать опытных рабочих, а если удастся, то и привлечь их с других предприятий. Но точно так же поступали и предшественники нынешних предпринимателей - владельцы архангельских лесозаводов, которые в конце XIX века не считали зазорным переманивать друг у друга рабочую силу.
 
Естественно, что среди заводовладельцев появлялись недовольные, жаловавшиеся на конкурентов губернскому фабричному инспектору В. Прушевскому, который, по своей должности, был обязан следить за всеми сторонами фабрично-заводской деятельности. И, в соответствии с тогдашними инструкциями и законами, ее регулировать.
 
Однако его полномочий оказалось недостаточно, чтобы, пойдя навстречу жалобщикам, покончить с переманиванием рабочих и установить единые для всей губернии правила приема на работу. Поэтому 6 июля 1896 года губернский фабричный инспектор обратился к архангельскому губернатору Александру Платоновичу Энгельгардту с предложением утвердить таковые. А чтобы губернатор осознал важность, целесообразность и своевременность предлагаемого, Прушевский, напомнив об имевших место в промышленных центрах России беспорядках и забастовках, придал своей бумаге отчасти политическую окраску:

"Революционные брожения и волнения рабочих на заводах центральных губерний отражаются на рабочих, работающих на заводах Архангельской губернии, что мною уже замечено на некоторых заводах. Рабочие требуют с владельцев прибавки и, если последние не соглашаются на это, бросают работу и уходят на другие заводы, где им обещают большую оплату. И их принимают, хотя прием таких рабочих другими промышленными заведениями законом воспрещен и влечет за собою наказание по 1352 статье Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
 
С целью прекращения таких случаев и вообще излишних, а потому вредных для производства работ переходов я бы находил необходимым, чтобы все рабочие, за исключением поденных, имели паспорта или виды на жительство, без которых администрации заводов не имели бы права принять ни одного рабочего, и чтобы таковые документы отбирались и хранились в конторах заводов до истечения срока, на который рабочий нанялся на работу.

Если же рабочий отказался от работы ранее срока, то документ не возвращался бы или на нем делалась такая пометка, с которой на другом заводе его не приняли бы. Данная мера должна под страхом остаться вообще без работы удержать рабочих и гарантировать всем заводчикам правильное производство работ".

Далее Прушевский предложил на рассмотрение проект обязательного постановления, где строго по пунктам было расписано все вышесказанное. И, конечно же, содержалась мера наказания: "За прием рабочих без документов или с пометкой на нем, за неисполнения правил в целом или какого-либо их пункта виновные будут предаваться суду по 1352 статье Уложения..."
 
К чести архангельского губернатора, не клюнувшего вопреки ожиданиям на политику, следует сказать, что он, ответив инспектору отказом, назвал его проект "отрыжкой крепостничества". А поясняя это выражение, заметил, что принятие подобного постановления "пошло бы во вред правильной соревновательности между заводчиками, ухудшило бы положение наемных лиц и, главное, означало бы узаконение своеобразной формы крепостного права для рабочих".
 
                                                                                        Михаил ЛОЩИЛОВ
                     Статья опубликована в газете "Правда Севера" 30.11.2005 г.