Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora


Безусловно, в настоящее время практически невозможно найти сколько-нибудь крупное промышленное предприятие, не имеющее отдела или службы главного механика. Впрочем, и так называемым малым предприятиям также трудно обойтись без сведущего в технике, ее эксплуатации и ремонте специалиста. То есть механика.

Не менее острую в нем потребность (правда, не сразу осознанную) испытывали и владельцы паровых лесопильных заводов и мелких пароходств, появившихся в Архангельской губернии во второй половине XIX века.

Дело в том, что работавшие на них паровые машины и котлы вследствие низкой квалификации обслуживающего персонала часто выходили из строя. И по этой причине хозяева предприятий несли огромные убытки. Кроме того, аварии приводили к немалым человеческим жертвам. Таким образом, сама жизнь требовала наличия в губернии хотя бы одного дипломированного специалиста, досконально разбирающегося в работе и эксплуатации паровых установок.

Удовлетворяя соответствующие ходатайства (как лесопромышленников, так и местных властей), департамент торговли и мануфактур министерства финансов России 28 февраля 1880 года учредил должность архангельского губернского механика и назначил на нее инженера Дмитрия Гомоновского. Правда, ему пришлось, как говорится, разрываться надвое. Ибо согласно тому же распоряжению он одновременно занял аналогичный пост и в Вологде.

Для того, чтобы можно было представить, чем занимался губернский механик, частично приведу отчет за первую половину 1883 года, направленный Гомоновским на имя архангельского губернатора:

"Имею честь подать Вашему Превосходительству отчет о моих действиях, которые состояли:
1.В испытании и освидетельствовании паровых котлов с выдачей свидетельств и клейм.
2.В осмотре паровых котлов, имеющих прежние свидетельства, которым еще не истек срок.
3.В подаче практических советов относительно ухода за паровыми котлами, машинами и проч.
При настоящем отчете имею честь приложить список испытанных и освидетельствованных котлов: на лесопильных заводах - 12, на пароходах - 9, в разных мастерских - 2, локомобилей - 2, всего - 25 штук..."

Добросовестно исполняя свои обязанности, Дмитрий Гомоновский много и подолгу путешествовал как из Архангельска в Вологду, так и в другие города, где появлялись паровые установки: Великий Устюг, Вельск, Никольск, Тотьму, Мезень, Онегу. Причем по северному бездорожью, в холод и слякоть, под дождем и снегом...

Поэтому неудивительно, что на пятом году службы он серьезно захворал - как сам писал, "болезнью горла". Недуг не позволил ему в мае 1885 года прибыть в Архангельск для преднавигационного осмотра судовых котлов. Объясняя свою задержку в Вологде, Гомоновский прислал подписанную тамошним врачом справку, в которой говорилось, что он "действительно болен параличом голосовых связок и находится под лечением электричеством до июня месяца".

Однако чувство долга было настолько велико, что он, так и не долечившись, поспешил в Архангельск. И это обстоятельство оказалось роковым - вскоре архангельский губернатор уведомил министра финансов, что "отчет за первую половину сего года не может быть доставлен по причине смерти г. Гомоновского, последовавшей в июле месяце". Так закончился пятилетний срок службы первого архангельского механика.

А его преемником на посту стал Алексей Черкудинов - выпускник Санкт- Петербургского Технологического института. На должность архангельского губернского механика (и опять же одновременно на аналогичную в Вологде) он был назначен 12 декабря 1885 года.

Что же касается самой должности, то следует сказать, что ее упразднили в марте 1894 года, когда решением Государственного Совета была учреждена фабричная инспекция. 11 июня того же года первым фабричным инспектором Архангельской губернии стал инженер-технолог В. Прушевский. Ему прежде всего надлежало следить за порядком на заводах, а в наследство от упраздненной должности досталась обязанность осматривать паровые установки. Впрочем, делать это оказалось гораздо легче: во-первых, он отвечал лишь за одну губернию, во-вторых, на лесозаводах и в пароходствах к тому времени уже работали имевшие немалый опыт, смекалку и знания механики-практики.

                                                                                            Михаил ЛОЩИЛОВ 
                Статья была опубликована в газете "Правда Севера" 7.04.2004 г.