Наверняка у многих из тех, кто бегло просматривал фотоснимки дореволюционной поры, помещенные в различных изданиях последних лет (в альбомах, газетах и журналах), могло создаться впечатление, что жизнь при царе-батюшке была лучше некуда. И такой вывод нередко делался. Причем не только на примере купеческих, чиновничьих или священнических семейств, но и при знакомстве со снимками простого люда. В этой связи кое- кто сокрушенно вздыхал: "Вот Россия, которую мы потеряли!.."
Однако более внимательное изучение изображений, сделанных одним и тем же мастером, вызывает вполне обоснованные сомнения: уж так ли высок был уровень благосостояния людей, некогда позировавших перед объективом. Дело в том, что на фото наряду с неизменно кочевавшим из снимка в снимок павильонным инвентарем (столами, стульями и прочим) не менее часто бросается в глаза и одинаковая одежда. И именно на представителях неимущих классов.
Объяснить этот факт помогли архивные документы, раскрывающие суть деятельности заведующего типографиями, литографиями, фотографиями и книжными магазинами Архангельской губернии. Чиновник П. Баев, занимавший в предреволюционные годы эту должность, регулярно и педантично собирал сведения как о работе ему подконтрольных заведений, так и о их принадлежностях, оснащении и оборудовании. Поэтому из соответствующих документов и удалось узнать, что в фотопавильонах Архангельска имелись запасы одежды, обуви и головных уборов. Как раз благодаря этим "фотопринадлежностям" (под таким названием они фигурировали в списках) кое-как наскребший на фотосъемку мгновенно превращался в достаточно зажиточного и преуспевающего "подданного Его Императорского Величества".
Правда, снимись он с другой точки или стой ближе к объективу, изображение сразу бы выдало обман. И вот почему: некоторые экономные владельцы павильонов обзаводились картонными шляпами, парусиновой обувью, имитацией рубашек - манишками, а также так называвшимися полупальто, полупиджаками и другими полу-. Эти швейные изделия представляли собой скроенную и сшитую лишь наполовину одежду (только ворот, рукава и передняя часть), которая держалась на клиенте исключительно благодаря завязанным на спине тесемкам. Таким образом, она была фактически безразмерной и могла подойти почти каждому.
Теперь, думаю, легко представить, как выглядели бы на фотокарточках посетители павильонов, если бы их снимали с противоположной точки, и, что самое главное, как следовательно выглядела "Россия, которую мы потеряли..."
Впрочем, была и другая Россия - вовсе не бутафорская и не приукрашенная, а трудовая. И именно ее представители запечатлены на приведенном здесь снимке. Но прежде чем сообщить, где и когда они фотографировались, расскажу об источниках средств существования подгородных мужиков.
Так испокон веку сложилось, точнее, было предопределено климатическими условиями, что крестьяне северных уездов Архангельской губернии не могли прокормиться только за счет земледелия - выращенного ими хлеба (ячменя) хватало от силы на три-четыре месяца. Это в полной мере касалось и жителей Соломбальской (впоследствии - Подгородной) волости. В ее состав входили соседний с Соломбалой деревни - в частности, Первая, Вторая, Третья, Верхняя и Нижняя Повракулы, Корелы, Ижма и расположенные по реке Лодьма.
Если почти все лодемские и отчасти ижемские крестьяне зарабатывали на хлеб заготовкой и продажей дров, то жители других деревень с началом судостроения, а потом и промышленного лесопиления в Архангельске трудились на верфях, в порту и на лесозаводах. Причем они выполняли не простейшую работу, а, как правило, владели слесарным, кузнечным, бондарным, столярным или плотницким мастерством. И свои профессиональные навыки передавали из поколения в поколение. Но, несмотря на это обстоятельство, они в соответствии с существовавшим в царской России сословным делением продолжали числиться крестьянами.
Однако вряд ли причисление к земледельческому сословию сколько-нибудь смущало подгородных мужиков, в том числе и изображенных на этом снимке жителей деревень Корелы, Верхней и Нижней Повракулы. Ведь оно никак не мешало зарабатывать трудовую копейку. В данном случае при производстве работ по весеннему ремонту деревянных причальных сооружений одного из маймаксанских лесозаводов.
А о том, что плотницкая артель снималась весной, точнее, в теплый солнечный день конца апреля или начала мая, свидетельствуют отчетливые тени, уже освободившаяся ото льда река и вдали виднеющийся - у другого берега - пароход (очевидно, один из первых за навигацию). И, конечно же, обувь - еще имеющиеся кое на ком валенки. Хотя этот факт может говорить не только о том, что их владельцы, боясь возврата холодов, предпочитали зимнюю обувку сапогам, но и просто об отсутствии последних...
Впрочем, свое мнение об уровне жизни подгородных мужиков навязывать не собираюсь - пусть его для себя составит каждый читатель газеты. Поэтому в качестве комментария лишь только отмечу, что среди сфотографированных были подростки, скорее, даже мальчишки, которые не на словах, а на практике познавали азы плотницкого мастерства. Общий же надзор как за ними, так и за взрослыми артельщиками осуществлял заводской приказчик (или мастер), фамилия которого, как и точная дата съемки, к сожалению, в точности неизвестна.
Безусловно, нельзя не помянуть добрым словом также неизвестного фотографа, примерно 90 лет назад наконец-то покинувшего стены павильона, чтобы в том числе и для нас запечатлеть настоящую трудовую Россию.
В заключение должен поблагодарить сотрудника областной научной библиотеки имени Добролюбова Федора Степановича Агапитова, который предоставил данный снимок и чей дед (и к тому же полный тезка) на нем изображен.
Михаил ЛОЩИЛОВ
На снимке: справа налево - Иван Михайлович Семенов, Агафон Корельский, Федор Степанович Агапитов, Михаил Дмитриевич Горлышев, на колене - Василий Дмитриевич Горлышев, за ним - Петр Иванович Корельский, выше - неизвестный, Иван Пантелеевич Агапитов, Иван Павлович Корельский, рядом мальчик - Иван Васильевич Корельский, за ними - Сергей Егорович Агапитов, с бородой - неизвестный, за ним - неизвестный, на колене - Алексей Михайлович Агапитов, в полосатой рубахе - Павел Андреевич Корельский, с бородой - Павел Евгеньевич Антонов, за ним - неизвестный, Петр Дмитриевич Горлышев, за ним подросток - неизвестный, приказчик - предположительно Егор Алексеевич Корельский, за ним - неизвестный, Петр Андреевич Корельский, в фартуке и валенках - Матвей Григорьевич Корельский, на лошади - неизвестный.