Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Владимир Лобанов, автор публикации "Курорту Солониха - имя его основателя" ("ПС" за 17 марта), посвященной приближающемуся 140-летию со дня рождения художника-пейзажиста, исследователя Арктики Александра Алексеевича Борисова, коснулся судьбы дома художника, построенного в 1901 году, и напомнил, что в нем, ныне поставленном на реставрацию, с 1939 по 1992 год размещался детский санаторий.

 
Художник Борисов
http://ru.wikipedia.org

В этой связи следует сказать, что судьба дома вполне могла быть иной. Племянник А. А. Борисова - Николай Петрович Борисов в своей книге "Художник вечных льдов" писал: "После его смерти юридически оформленного завещания не оказалось. Единственной наследницей была жена, жившая в Берлине по советскому паспорту, но возраст и болезни не позволили ей приехать..."

Понятно, что если бы супруга Борисова приехала и вступила во владение домом и коллекцией картин, то вряд ли бы передала их государству безвозмездно. Если бы вообще передала. Вступить же во владение ей помешали не старость и болезни, а другие обстоятельства. О том, что они были, свидетельствует архивный документ - письмо, отправленное 23 января 1935 года Северным крайисполкомом в наркомат внутренних дел. В нем говорится:

"17 августа 1934 г. умер известный художник и исследователь Севера - А. А. Борисов, после смерти которого осталось имущество, заключающееся в двухэтажном доме, находящемся в г. Красноборске Котласского района Северного края, а также в картинах, книгах, домашней обстановке и пр. В настоящее время поступило заявление поверенного жены и дочери покойного - члена Московской областной коллегии защитников Вавина о выдаче его доверительницам свидетельства, подтверждающего их право пользования.

Так как из приложенных к заявлению документов устанавливается, что жена умершего художника Борисова - Матрена Дмитриевна Борисова проживает в Берлине, Контштрассе, 35, а дочь его (приемная) Евгения Николаевна Меринг (до брака Борисова) также в Берлине, Вильмерсдорфштрассе, 77, то возникает вопрос, являются ли названные лица гражданами СССР, легально выехавшими из СССР и пользующиеся защитой советских законов..."

Из процитированного видно, что ни преклонные годы, ни слабое здоровье Борисовой не помешали ни ей, ни ее дочери (которая, скорее всего, была инициатором) начать хлопоты о наследстве. Разумеется, с дальним прицелом - стать владельцами как дома, так и коллекции картин. При этом они, добровольно покинувшие Россию в 1922 году, естественно, возвращаться на постоянное жительство не собирались. А наверняка планировали дом продать, картины же - вывезти.

Это отлично понимали архангельские и столичные власти и никак не могли допустить, чтобы картины знаменитого русского художника оказались не просто за границей, а в фашистской Германии. Поэтому при отсутствии письменного завещания пришлось прибегнуть к уловкам и крючкотворству, дабы предотвратить приезд наследниц в СССР. А доводы советских властей основывались на утверждении, которое повторил в книге племянник художника:"Борисов всегда говорил, что он свои картины завещает Архангельскому музею, а дом - государству..."

Безусловно, с юридической точки зрения действия, основанные лишь на устном завещании, сомнительны, но с практической - выглядят совсем иначе. Дело в том, что все имевшиеся у жены и дочери картины Борисова погибли в 1945 году при бомбардировке Берлина американской авиацией. Наверняка их судьбу разделила бы и вся коллекция, окажись вывезенной из СССР в Германию. И тогда накануне 140-летия Борисова никто не мог бы и мечтать о проведении выставок его произведений ни за границей, ни в Архангельске, ни на малой родине - в сохраненном до наших дней доме художника.

                 Статья была опубликована в газете "Правда Севера" 25.08.2006 г.