Видимо, мало кто из работников Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината знает, что производственные корпуса их предприятия вполне могли стоять совсем на другом месте, а именно - на противоположном берегу реки Кузнечихи, и что в данном случае комбинат имел бы совершенно иное название - Талажский.
Установить, что такая возможность была реальной, и выяснить, почему возведение первенца целлюлозно-бумажной отрасли Севера было перенесено с одного берега на другой, мне позволили любопытные сведения, найденные в архивных документах и краеведческой литературе 20-30-х годов. Полагаю, что они окажутся небезынтересными и для читателей газеты.
Осенью 1921-го, то есть спустя всего лишь год после окончания гражданской войны на Севере, только что образованный трест "Северолес" поставил перед Совнаркомом РСФСР вопрос о необходимости строительства в Архангельске целлюлозного завода. Мотивируя свою позицию, руководители треста писали об экономической целесообразности переработки отходов лесопиления, в избытке имеющихся и никак не используемых.
Доводы оказались услышанными, и вскоре проектирование завода было поручено инженеру И. Хромцову. Сделанный им эскизный проект предусматривал возведение предприятия мощностью от 3 до 6 миллионов пудов целлюлозы. Однако трудности послевоенного времени, крайне ограниченные финансовые возможности государства не позволили перейти к детальной разработке проекта.
В последующие годы данный вопрос неоднократно поднимался архангельскими губернскими властями на столичном уровне, но каждый раз в полученном из Москвы ответе говорилось о нехватке материальных и финансовых ресурсов.
Правда, нельзя сказать, что все упиралось только в одни финансы, ибо другим сдерживающим фактором являлось наличие разногласий по поводу выбора площадки под строительство. Дело в том, что предлагалось несколько вариантов: 1) на Северной Двине у поселка Усть-Пинега, 2) возле села Уйма, 3) в районе станции Исакогорка, 4) на речке Цигломинке, 5) у деревни Лая, 6) на острове Бревенник, 7) на Повракульском острове, 8) на Соломбальском острове - на левом берегу Кузнечихи, 9) на ее правом берегу у деревни Талаги.
Эти разногласия разрешились лишь в сентябре 1928 года, когда работавшая в Архангельске специальная экспертная комиссия, обследовав четыре наиболее предпочтительные площадки, остановила выбор на последнем из вариантов. Преимущество талажской площадки заключалось в том, что она располагалась на возвышенной местности с твердым глинистым грунтом и с непосредственным ее примыканием к предполагаемой железной дороге.
Сразу же после выбора варианта приступили к составлению проекта, согласно которому Талажский завод должен был перерабатывать в год до 100 тысяч саженей (930 тысяч кубометров) балансов и отходов лесопиления, выпуская при этом до 100 тысяч тонн целлюлозы и до 6 тысяч тонн оберточной крафт-бумаги.
Вместе с заводом предусматривалось возведение электростанции мощностью до 12 тысяч киловатт, соединенной линиями передачи с городской электростанцией (АГЭС). Их совместная работа обеспечивала бы потребности в энергии не только завода и города, но и маймаксанских лесопильных предприятий. Последние же, а также строившиеся в те годы лесозаводы "А" и "А-прим" (впоследствии N 16-17, ныне Соломбальский ЛДК) должны были снабжать станцию Талажского завода топливом (опилками и корой), которое бы поступало по трем линиям подвесных канатных дорог. А по еще одной линии готовую продукцию планировалось отправлять в порт Экономия, где располагались бы складские помещения.
Проект второй очереди завода включал и строительство очистных сооружений, видимо, по нынешним меркам примитивных, но тем не менее такой мощности, что они помимо производственных в дальней перспективе смогли бы принять и все канализационные и сточные сбросы города.
В двух километрах от завода на берегу Кузнечихи намечалось разместить поселок, в котором бы проживали с семьями 698 постоянных и 130 сезонных рабочих, 55 служащих.
Рассказывая о будущем заводе, автор вышедшей в 1930 году брошюры "Вырастающие гиганты" М. Максимов, в частности, писал: "Талаги - невзрачная деревенька - семь домов. Рядом с крохотными, покосившимися набок домишками вырастает 10-этажный гигант. Талаги отстроятся, расширятся. Строительство началось недавно. Люди пришли в январе, в пургу и мороз, прорубили в глухом лесу просеку, набили по кочкам колышки и определили место будущего северного целлюлозного гиганта. Завод будет пущен в ход в 1932 году..."
Однако этому не суждено было осуществиться: вскоре рабочих пришлось перебросить на завершение строительства заводов "А" и "А-прим". Тем временем активизировались противники талажского варианта, сумевшие доказать, что многокилометровые линии подвесных дорог окажутся ненадежными и потому неспособными обеспечить бесперебойную работу предприятия.
Окончательно крест на проекте завода поставило известие о том, что из плана второй пятилетки исключен пункт о выделении централизованных средств на постройку железнодорожного моста через Северную Двину. Таким образом, талажский вариант лишался главного козыря - выигрышного за счет наличия рельсовых подъездных путей местоположения по сравнению с левобережьем Кузнечихи. В этой связи вскоре стройка была законсервирована. Но это вовсе не означало, что от идеи строительства в Архангельске целлюлозного предприятия окончательно отказались. Его возведение, правда, со значительной задержкой, все же возобновилось, но уже на левом, соломбальском берегу Кузнечихи. Толчком к этому послужило утверждение новой площадки на заседании Наркомата лесной промышленности СССР. Случилось это 31 июля 1933 года.
Михаил ЛОЩИЛОВ
Статья была опубликована в газете "Правда Севера" 16.09.2004 г.