В недавнем выпуске "Мира мнений" ("Правда Севера" за 25 июля) автор одного из писем, метко назвав трамвайно-рельсовую эпопею на Троицком "мероприятием, отдающим идиотизмом", задал недоуменный вопрос: "Кому мешают эти рельсы?" Однако, полагаю, он и сам (впрочем, как и многие читатели газеты) знает или по крайней мере догадывается, кому. Что же касается тех, кто не может ответить на вопрос, то для них, думаю, не будет лишним небольшой экскурс в историю.
Обращаясь к дореволюционному прошлому нашего города, сразу отмечу, что противники архангельского трамвая появились задолго до прокладки первых рельсов на Троицком проспекте. А возражали они вовсе не по какой-либо общественно значимой причине (например, заботясь о людях - мол, шум, грохот, загрязнение), а вследствие, как говорится, собственной материальной заинтересованности. И об этом не только знали практически все горожане, но и писали местные газеты.
Правда, последние далеко не всегда называли фамилии противников трамвая. Именно так поступала и ратовавшая за новый вид транспорта газета "Архангельск". Вновь уколоть оппонентов - на этот раз фельетоном "Трамвай и треска" (17. 04. 1912 г.) - ее побудила гневная тирада, произнесенная на заседании специальной ("трамвайной") комиссии городской Думы: "Трамвай не нужен Архангельску! Я не желаю, чтобы грязный рабочий, сидящий вместе со мной в трамвае, запачкал треской мой изящный костюм!"
Эти слова принадлежали человеку, в фельетоне по имени не названному, но известному всему городу - брату одного из богатейших купцов. Даже те обстоятельства, что первый был дипломированным инженером, а второй - гласным (депутатом) Думы, не мешали братьям выступать против технического прогресса. Причина тому тоже была общеизвестна - они покровительствовали извозчичьему промыслу. И, безусловно, небескорыстно.
Предвидя, что с появлением конкурента доходы извозчиков (и, конечно, отчисления в их карманы) неизбежно и резко сократятся, братья предпринимали все в их силах возможное, чтобы воспрепятствовать этому. Когда же все их аргументы, что называется, были крыты, то один из братьев, будучи в гневе, и произнес упомянутую тираду. И тем самым дал повод корреспонденту газеты написать нижеприведенный фельетон:
"Умный инженер целый день был сам не свой. Он всеми фибрами души чувствовал, что с трамваем надвигается беда. Во что бы то ни стало нужно придумать убивающий довод против трамвая, разом оп-рокидывающий все расчеты и соображения. Нужно найти какие-нибудь особые условия, препятствующие устройству трамвая в Архангельске. Такие условия, каких нет в других городах.
Мутный взор инженера, бродившего со своими мыслями по городу, блуждал во все стороны, стремясь усмотреть что-либо особенно отличающее архангельскую жизнь от жизни других городов. Но ничего не находил...
В то время, как удрученный своею плохою изобретательностью инженер возвращался домой, кто-то мазнул чем-то мягким и мокрым ему по носу. И изящный нос почувствовал противный, но знакомый запах. Инженер оглянулся и его взор упал на грязного рабочего, несущего треску: "Треска! Родная треска! Ты выручила! Ведь в других городах нет трески!"
Инженер полез в карман за платком, чтобы обтереть нос, и обнаружил, что его костюм замаран той же треской. И взор его вновь просветлел: "А если заведут трамвай... тогда же каждый грязный рабочий будет марать мой изящный костюм треской! Эврика! Треска погубит трамвайный вопрос!.."
Когда на комиссии по окончании доклада о трамвае докладчик заявил, что в Архангельске нет условий, препятствующих устройству в нем трамвая, то инженер поднялся и воскликнул: "А треска!"
Собрание онемело. А инженер продолжил: "Разве я не имею права на то, чтобы грязный рабочий не пачкал в трамвае мой изящный костюм?.."
Публика была поражена изобретательным умом инженера и многие начали говорить о нем, как о кандидате в депутаты в 4-ю Государственную Думу..."
Возвратившись в наши дни, приходится констатировать, что спустя 90 лет противники трамвая все-таки победили - они нашли "особые условия, препятствующие" существованию этого вида транспорта почти во всем Архангельске. Условия, "каких нет в других городах".
Теперь же пришла очередь задать такой вопрос: "Кому мешают троллейбусы на Троицком?" И он резонен - ведь срок их появления на проспекте откладывается. А это влечет еще один вопрос: "Почему?" Желающих найти ответы на эти вопросы, видимо, следует отослать к вышеприведенному фельетону, точнее, к причине, подтолкнувшей его героя придумать "тресковый" аргумент...
Михаил ЛОЩИЛОВ
Статья была опубликована в газете "Правда Севера" 22.08.2003 г.