Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Полагаю, что практически все жители нашей области и уж точно все архангелогородцы хотя бы раз если не наяву, то на экране телевизора видели спешащие с пакетами пиломатериалов юркие автолесовозы, производством которых начиная с апреля 1934 года занимается Соломбальский машиностроительный завод (СМЗ). Кстати, единственный на территории бывшего Советского Союза, во многие республики коего эти незаменимые машины десятилетиями поставлялись.
 
Автолесовоз Т-80 (фото 1960г.). Снимок с сайта http://ru.wikipedia/.

Данный факт, думаю, общеизвестен, но вместе с тем мало кто знает, что соломбальские машиностроители отправляли свою продукцию не только на лесопильные заводы и комбинаты, но и в адрес предприятий других отраслей промышленности - например, металлообрабатывающей и строительной, где автолесовозы использовались опять же по своему назначению - для транспортировки пакетированных грузов. Для этой же цели были изготовлены и машины в экспортном исполнении, отправленные в 70-е годы за границу - в Монголию, Пакистан и Турцию.

Однако сейчас лишь единицы помнят о том, что в истории использования автолесовозов была попытка применения их совсем не по из-начальному замыслу и к тому же вовсе не в промышленности, а как это не покажется удивительным, - в сельском хозяйстве, По времени же эта попытка относится к периоду правления весьма темпераментного руководителя нашей страны, воспылавшего непреодолимой любовью к "царице полей" - так в ту пору называли кукурузу.

Как известно, инициированная Н. С. Хрущевым кукурузная кампания охватила тогда почти все регионы страны и затронула многие сферы экономики. И, как свидетельствуют сохранившиеся документы, даже косвенно задела производящий автолесовозы завод, в результате чего один из них оказался на кубанских кукурузных полях.

Правда, точности ради необходимо заметить, что это произошло отнюдь не по воле Председателя Совета Министров, а по просьбе агронома птицесовхоза "Динской" Краснодарского края А. Е. Орленко, пославшего в марте 1961 года на имя директора СМЗ Ивана Георгиевича Звягина письмо. В нем, в частности, говорилось:

"Для получения высоких урожаев кукурузы нужно производить рыхление междурядий, без которого вода, накопившаяся осенью, зимой и весной, быстро испаряется в июне, когда посевы достигают 2,5-3-метрового роста. В мире нет такой техники, которая дала бы возможность продолжать рыхление междурядий вплоть до созревания початков.

Но к этой работе очень можно приспособить автолесовоз Т-80. Чтобы использовать автолесовоз на обработке кукурузы, нам очень нужно иметь машину уже сейчас. Если бы мы были уверены, что она у нас будет, то приняли бы меры к посеву кукурузы с расширенными междурядьями..."

Просьба не осталась неуслышанной - сначала на Кубань ушел положительный ответ, а уже в апреле соломбальские машиностроители отправили опытный автолесовоз марки Т-80.

Получив машину, работники птицесовхоза переоборудовали ее для культивации междурядий - сняли грузоподъемные лапы, а сзади смонтировали на гидравлической подвеске тракторный культиватор. Кроме того, выступающие боковые части обшили экранами из кровельного железа.

В пришедшем спустя два месяца втором письме сообщалось, что опытный автолесовоз полностью оправдал надежды кукурузоводов - за семичасовую смену успевал обработать до 15 гектаров. При этом он, что очень важно, совершенно не повреждал посевы, а лишь на момент прохода пригибал верхушки самых высоких растений. И к тому же высвободил около двухсот человек, ранее занятых ручным трудом по рыхлению земли.

Вскоре на Кубань прибыли инженеры-конструкторы завода, которые совместно с работниками совхоза и специалистами краевого управления сельского хозяйства, оценив первые итоги испытаний и качество обработки, пришли к выводу, что на базе автолесовоза Т-80 необходимо создать специализированную машину для культивации кукурузных полей.

Более того, администрация СМЗ выразила согласие в скором будущем приступить к производству подобных машин. Причем первая партия могла насчитывать не менее 50 штук. Однако этим планам не суждено было осуществиться.

Сейчас трудно сказать, почему. Вполне возможно, что выступило против вышестоящее над заводом ведомство - в ту пору Архангельский Совнархоз: мол, дай бог, полностью обеспечить автолесовозами местные предприятия. Но могло случиться и так, что проектирование затянулось до той поры, когда были развенчаны заодно и Хрущев, и "царица полей". Естественно, что после этого кукурузная тематика оказалась неактуальной.

Хотя вероятны и другие причины, воспрепятствовавшие реализации в общем-то здравой технической идеи. Впрочем, как бы там ни было, данная история в те годы лишь укрепила репутацию Соломбальского машиностроительного завода и его основной продукции - автолесовозов.

                                                                                                    Михаил ЛОЩИЛОВ

P.S. На днях соломбальский автолесовоз (именно марки Т-80) промелькнул в показанном по телевидению старом кинофильме "Королева бензоколонки": заправщица Людмила Добрыйвечер (актриса Надежда Румянцева) никак не могла понять, где у этой машины находится бензобак. 5.12.2010 г.

                Статья была опубликована в газете "Правда Севера" 25.09.2003 г.