О деятельности архангельских губернаторов, значительном вкладе некоторых из них в развитие края, о широко известных событиях, связанных с их именами, уже достаточно много сказано местными историками и краеведами. Вместе с тем эта тема далеко ещё не исчерпана.
Однако, отложив на время её дальнейшее изучение, обратимся к прозаической, отчасти неизвестной даже их современникам, будничной стороне деятельности как самих губернаторов, так и подчинявшихся им губернских органов власти, ознакомимся с их структурами, штатными расписаниями и другими специфическими особенностями, свойственными только тем далеко оставшимся в прошлом дням.
Известно, что за более чем двухвековую дореволюционную историю Архангельской (первоначально - Архангелогородской) губернии (1708-1917 гг.) структуры, функции и названия органов управления ею неоднократно менялись. Поэтому, чтобы не распылять внимание, остановимся на рубеже XIX - XX веков и рассмотрим срез древа губернской власти той поры.
I. ГУБЕРНАТОР
На тот момент архангельским губернатором служил действительный статский советник Александр Платонович Энгельгардт, имевший придворный чин "Камергера Двора Его Императорского Величества". Согласно действовавшему тогда законодательству он являлся "непосредственным начальником вверенной ему губернии, первым блюстителем неприкосновенных прав верховной власти, польз государства и повсеместного и точного исполнения законов, уставов, Высочайших повелений, указов Правительствующего Сената и предписаний начальства".
Для исполнения своих обязанностей губернатор наделялся огромными правами, среди которых основными были следующие:
1. право на обычную и внезапную ревизию во всех административных местах гражданского ведомства;
2. право изъявлять несогласие на определение на службу, премещение и перевод чиновников, если он признает их неблагонадёжными;
3. право прекращения всеми мерами чего-либо противного общественному порядку (закрытие собраний, клубов, артелей и т.п.);
4. право издания в пределах своего ведомства обязательных для выполнения постановлений.
Губернатор по своей должности одновременно являлся председателем ряда местных учреждений: губернского правления, губернского распорядительного комитета, губернского статистического комитета, комитета о продовольствии жителей, губернского по крестьянским делам присутствия, присутствия по городским делам, присутствия по питейным делам, присутствия по воинской повинности, приказа общественного призрения.
Несмотря на большие права и обилие совмещаемых должностей, российские губернаторы по закону от 11 мая 1890 года "О взаимоотношениях гражданских и военных властей" были поставлены ниже командира дивизии. Даже начальник бригады (две бригады составляли дивизию) не обязан был в случае прибытия в губернский город представляться губернатору - он, как ему равный, лишь "делал визит".
Некоторая ущербность во взаимоотношениях с военными чинами с лихвой компенсировалась исключительно высоким должностным окладом, или, как тогда называли, жалованием. Оно составляло 4900 рублей в год плюс столько же столовых (пайковых) денег. (Для сравнения: расходная часть бюджета г. Мезени в 1898 году составила 4971 рубль.) Предусмотрено было и квартирное пособие, но для архангельского губернатора оно было заменено "натурой", то есть предоставлением губернаторского дома.
Дом губернатора с имевшимися в нём службами состоял из трёх этажей: на первом (полуподвальном) было 11 комнат, на втором - 10, на третьем - 11. Кроме того, во дворе дома находились два флигеля (в первом - 1, во втором - 2 комнаты) и теплица. Для обогрева всех перечисленных помещений и топки кухонь использовалось 49 печей. Годовой расход дров в 1900 году составил 552 куб. сажени (5332 ку-бометра) еловых и 356 куб. саженей (3439 кубометров) берёзовых дров, что обошлось казне в 1103 рубля.
Кроме этой суммы, на содержание и обслуживание дома губернатора за год было потрачено:
1. на наём дворника, получавшего 17 рублей в месяц, - 204 рублей;
2. на наём помощика дворника (15 рублей в месяц) - 180 рублей;
3. на караульщика (15 рублей в месяц) - 180 рублей;
4. на трубочиста в год - 50 рублей;
5. на водовоза (10 рублей в месяц) - 120 рублей;
6. на мытьё полов в год - 160 рублей;
7. на очистку двора и выгребных ям в год - 200 рублей.
II. КАНЦЕЛЯРИЯ ГУБЕРНАТОРА
В своей деятельности по управлению территорией, выполнению возложенных обязанностей и использования в полной мере дарованных прав губернатор опирался на собственный аппарат - канцелярию, которая состояла из 8 чиновников и непостоянного (в зависимости от объёма работ) числа вольнонаёмных писцов. Штатное расписание и размеры жалования чиновников канцелярии губернатора приведены в следующей таблице:
Должность Количество Жалование, Столовое пособие, Всего в год, руб. в год руб. в год руб.
Правитель
канцелярии 1 735 735 1470
Помощники
Помощники
правителя:
старший 1 392 392 784
младший 3 343 343 2058
Регистратор 1 294 294 588
Чиновники особых
старший 1 392 392 784
младший 3 343 343 2058
Регистратор 1 294 294 588
Чиновники особых
поручений:
старший 1 392 392 784
младший 1 343 343 686
8 6370
На жалование писцам и хозяйственные расходы было опущено 3000 рублей. Итоговая сумма денежных средств, выделенных на жалование, столовое пособие и хозяйственные расходы, в 1900 году составила 9730 рублей.
старший 1 392 392 784
младший 1 343 343 686
8 6370
На жалование писцам и хозяйственные расходы было опущено 3000 рублей. Итоговая сумма денежных средств, выделенных на жалование, столовое пособие и хозяйственные расходы, в 1900 году составила 9730 рублей.
III. ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР
В 1900 году архангельским вице-губернатором являлся надворный советник князь Сергей Дмитриевич Горчаков, имевший придворный чин "Церемониймейстера Высочайшего Двора".
Российское законодательство тех лет определяло вице-губернатора как "непосредственного помощника и сотрудника начальника губернии по всем частям управления, старшего лица в губернии после губернатора, временно заступавшего на место последнего в случае болезни, отсутствия или увольнения".
На вице-губернатора возлагалась обязанность "наблюдения за делопроизводством в губернском правлении, а над членами и чинами кан-целярии губернского правления ему принадлежала дисциплинарная власть". С 1882 года на вице-губернаторов была возложена и обязанность осуществлять цензуру периодических изданий в городах, где отсутствовали цензурные управления.
IV. ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
По действовавшему тогда российскому праву губернское правление являлось "высшим в губернии местом, управляющим оною в силу законов и именем Императорского Величества".
В его функции, в частности, входило:
1. обнародование законов, указов Сената и распоряжений Правительства;
2. предание суду лиц, служащих в губернии;
3. наблюдение за порядком "как высшего полицейского места в губернии";
4. разрешение вопросов о пререканиях между уездными и городскими присутственными местами.
В состав губернского правления входили общее присутствие и канцелярии.
Общее присутствие под председательством губернатором составляли:
вице-губернатор, советники, врачебный инспектор и губернский инженер.
Канцелярия губернского правления подразделялась на отделения: административное (блюстительный и дисциплинарный столы), хозяйственное (столы по казённым повинностям и по городским делам), исполнительное (судебный, арестантский и наблюдательный столы), строительное и врачебное.
При губернском правлении состояли газетный стол, типография, архив, регистратура, чиновник по счётной и экзекуторской (хозяйственной) части, губернская чертёжная.
Губернские присутственные места
Личный состав и размеры жалования чиновников губернского правления (за исключением врачебного отделения) приведены в следующей таблице:
Должность Количество Жалование, Столовое пособие, Всего,
руб. в год руб. в год руб.
Вице-губернатор 1 2205 2205 4410
Советники 2 882 882 3528
Делопроизводители 6 367,5 367,5 4410
Их помощники 6 196 196 2352
Секретарь 1 441 441 882
Чиновник по счётной и
экзекуторской части 1 367,5 367,5 735
Редактор официальной части "Арх. губ. ведомостей", он же
Редактор официальной части "Арх. губ. ведомостей", он же
начальник газетного
стола 1 367,5 367,5 735
Его помощник 1 196 196 392
Регистратор 1 294 294 588
Его помощник 1 196 196 392
Архивариус 1 294 294 588
Его помощник 1 196 196 392
СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Губернский инженер 1 686 686 1372
Губернский
Его помощник 1 196 196 392
Регистратор 1 294 294 588
Его помощник 1 196 196 392
Архивариус 1 294 294 588
Его помощник 1 196 196 392
СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Губернский инженер 1 686 686 1372
Губернский
архитектор 1 686 686 1372
Младший инженер 1 294 294 588
Младший
Младший инженер 1 294 294 588
Младший
архитектор 1 441 441 882
Делопроизводитель 1 367,5 367,5 735
Состоящий при губ. правлении зав. делопроизводительной частью присутствия по воинской
Делопроизводитель 1 367,5 367,5 735
Состоящий при губ. правлении зав. делопроизводительной частью присутствия по воинской
повинности 1 980 490 + 500 руб. кварт. пособия 1970
В штат губернского правления входили также чиновники типографии (заведующий и редактор неофициальной части "Архангельских губернских ведомостей") и чертёжной (губернский землемер, уездный землемер и делопроизводитель).
В штат губернского правления входили также чиновники типографии (заведующий и редактор неофициальной части "Архангельских губернских ведомостей") и чертёжной (губернский землемер, уездный землемер и делопроизводитель).
Сверхштатными служащими губернского правления являлись вольнонаёмные писцы (как правило, 3-4 человека), которые получали в зависимости от объёма выполненных работ от 5 до 34 рублей в месяц. Все-го же на жалование писцам и канцелярские расходы в 1900 году ушло 6229 рублей.
Кроме вышеприведённых сумм, чиновники губернского правления (как, впрочем, и канцелярии губернатора) получали единовременные пособия к праздникам Пасхи и Рождества, по случаю Маргаритинской ярмарки. Так, например, советник губернского правления П. Политов при месячном окладе в 147 рублей был награждён: накануне Пасхи - 69, в день открытия ярмарки - 67, перед Рождеством - 62 рублями. Пособия выдавались как штатным, так и сверхштатным (временным) служащим в размере 40-50 процентов месячного оклада.
V. ВРАЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Для организации медицинской помощи населению в составе губернского правления существовало врачебное отделение (управление), сведения о штатном расписании которого приведены ниже:
Должность Количество Жалование, Столовое пособие, Всего,
руб. в год руб. в год руб.
Губернский
врачебный инспектор 1 882 882 1764
Его помощник 1 588 392 980
Фармацевт - в 1900 году - вакансия
Делопроизводитель 1 392 343 735
Его помощник 1 196 196 392
5 3871
Его помощник 1 588 392 980
Фармацевт - в 1900 году - вакансия
Делопроизводитель 1 392 343 735
Его помощник 1 196 196 392
5 3871
Непосредственно врачебному отделению подчинялся работавший в уездах медицинский персонал, численность которого можно узнать из таблицы:
Должность Количество Жалование, Столовое пособие, Всего,
руб. в год руб. в год руб.
Уездный врач 9 599,76 600.74 10804,5
Лекарские ученики:
старшие 9 240 - 2160
младшие 9 180 - 1620
Повивальные бабки:
старшая 1 240 - 240
младшие 9 180 - 1620
37 16444,5
С февраля 1900 года в Архангельской губернии началось создание ветеринарной службы, также первоначально подчинявшейся врачебному отделению. Были учреждены и постепенно заполнялись 10 должностей уездных ветеринаров (2 для Печорского уезда и по 1 для других) и 24 должности ветфельдшеров. Для уездных ветеринаров размер жалования был установлен в сумме 600 рублей в год плюс столько же столовых денег. Фельдшерам полагалось лишь одно жалование - 300 рублей в год.
VI. ПОДЧИНЁННОСТЬ ГУБЕРНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Перечисленные губернские учреждения через губернатора подчинялись вышестоящему ведомству - министерству внутренних дел. Ему же были подвластны губернское жандармское управление, городское и уездные полицейские управления, описание функций и штатных расписаний которых заслуживает отдельного рассмотрения.
Этому же министерству опять же через губернатора подчинялись губернские комитеты и присутствия: статистический, по воинской повинности, о продовольствии, по городским делам, по крестьянским делам. Численность служивших в них штатных чиновников была невелика - как правило, один-три человека - помощник председателя, секретарь и делопроизводитель.
Однако нельзя сказать, что все архангельские чиновники служили в системе МВД. Значительно большее их число заполняло в те годы кабинеты учреждений, напрямую подчинявшихся другим министерствам и ведомствам: финансов, юстиции, народного просвещения, уделов, земледелия и государственных имуществ, путей сообщения, государственного контроля.
VII. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В заключение краткого рассказа о губернских органах власти необходимо коснуться вопроса пенсионного обеспечения служивших в них чиновников. Размер пенсии чиновника тех лет определялся в зависимости от продолжительности службы и от разряда должности, которую он занимал до отставки.
Размер полной пенсии колебался от 84 руб. 90 коп. (9-й разряд) до 120 руб. 83 коп. (1-й - высший - разряд) в год. На полную пенсию имели право лица, прослужившие не менее 35 лет, а на половинную - не менее 25 лет.
Выходившие в отставку по причине "совершенно расстроенного здоровья" получали: при стаже от 10 до 20 лет - треть пенсии, при стаже от 20 до 30 лет - две трети, при стаже более 30 лет - полную соответст-вующую разряду пенсию.
Если заболевшему и по этой причине вышедшему в отставку чиновнику требовался посторонний уход, пенсия начислялась в следующем размере: после 5 лет службы - треть пенсии, а просужившему 20 лет - полная. Право на пенсию имели вдовы и дети умершего чиновника.
Для чиновников, служивших в неблагоприятных в климатическом отношении местностях страны, в том числе и в ряде уездов Архангельской губернии, были установлены льготы. Так, для служивших в Кемском, Кольском, Мезенском и Печорском уездах два дня службы засчитывались за три, а размер пенсии увеличивался на три разряда. Для служивших в Онежском, Пинежском и Холмогорском уездах существовала льгота лишь по исчислению стажа - четыре дня приравнивались к пяти.
Михаил ЛОЩИЛОВ
Статья была опубликована в газете "Волна" 19.02.2002 г.