Трамвай, который для горожан был больше, чем вид транспорта, власть вычеркнула из истории города
Прошедшее недавно празднование Дня города по времени совпало с юбилеем, о котором городские власти забыли или, скорее всего, не пожелали вспомнить. Я говорю об исполнившемся 26 июня 90-летии архангельского трамвая, который был для горожан больше, чем вид транспорта. Потому что являлся, пожалуй, единственным его брендом - все-таки самый северный в мире трамвай.
Наверняка заметят: "Сколько можно говорить об ушедшем в прошлое трамвае? Ведь что сделано, то сделано". Не спорю, сделано. Но как? Очень некрасиво и неуважительно по отношению к нескольким поколениям тех, кто на нем работал и им пользовался. И, безусловно, к тем, кто в условиях Первой мировой войны нашел средства и желание дать Архангельску трамвай.
Наиболее наглядно неуважительность проявилась в том, как закрывали последний маршрут - южный. Закрывали под заведомо обманным предлогом: "Движение временно приостановлено". И вскоре дали команду разбирать пути. Неужели нельзя было по-человечески уважительно отнестись к истории трамвая да и к истории города в целом? То есть вписать в нее день, когда в последний рейс торжественно проводили бы последний вагон и тем самым отдали бы должное труженику архангельских дорог.
Но сделали спешно, так как приближалось время вступления в силу закона о монетизации льгот, и тогда главный аргумент в пользу закрытия (убытки от провоза льготников) вскоре мог исчезнуть.
Однако еще более неуважительным стал акт сожжения вагонов в бывшем трамвайном парке, о чем в свое время сообщала "Правда Севера". Это было не просто уничтожение, а символическое сожжение целой главы из истории Архангельска. А о том, что творилось в тот момент в душах тех, кто десятилетиями отработал на трамвае и остался без работы, конечно, как всегда, никто не подумал.
Архангельск. Сожжение трамвайных вагонов в закрытом
трамвайном парке. Фото Андрея Станиславского с сайта http://fotki.yandex.ru
Возвращаясь ко Дню города, скажу, что упомянутое совпадение давало возможность хоть как-то исправить содеянное. В рамках празднеств вспомнить о трамвае, пусть и с опозданием, но сказать добрые слова бывшим и ныне забытым трамвайщикам, торжественно открыть музейную экспозицию в единственном уцелевшем вагоне или даже провести символическую театрализованную церемонию его проводов на заслуженный отдых.
Но, увы, о неприятном власти предпочли не напоминать. Конечно, куда как проще и приятнее удивлять публику заблудившимися в лете Дедом Морозом и снеговиками!
В заключение остается только пожелать, чтобы экспозиция, все же создающаяся в музейном вагоне, была всесторонней. То есть чтобы посетители смогли увидеть портреты как тех, кто содействовал появлению в Архангельске трамвая (инженера К. Репина, городского головы, гласных гордумы), так и тех, кто его загубил. Впрочем, не только персон исполнительной и представительной властей, но и тех, кто со страниц газет и телеэкрана пугал нас страшилками о трамвае, утверждая, что из-за него вот-вот рухнет Кузнечевский мост, окончательно застопорится движение на Троицком проспекте, из-за приносимых им убытков разойдется по швам горбюджет. Тех, кто убеждал нас, что непременно вслед за ликвидацией трамвая на Троицком сразу же появится троллейбус.
Михаил ЛОЩИЛОВ
Статья была опубликована в газете "Правда Севера" 14.07.2006 г.