20:58 10-копеечный долг и его последствия |
В уже далёком 1998-ом в газете «Правда Севера» была напечатана моя статья «Дело священника Костылева», речь в которой шла о верхнетоемском церковнослужителе, пострадавшем в 1758 году вследствие того, что вместо молебствия в честь царственной особы поехал крестить ребёнка местного крестьянина. А просматривая на днях подшивку архангельской газеты «Северное утро» за 1915 году, узнал, что совсем иначе поступил тамошний священник, служивший в том же приходе спустя полтора века столетия спустя. Вот как об этом рассказал житель Верхней Тоймы, подписавшийся одной буквой — А:
Большую власть имеет над прихожанами священник о. Павел Ржаницын и далеко «не по-апостольски связует» на земле то, что потом «должно быть связано на небе».
Священник Павел Авдониевич Ржаницын. Фото с сайта forum.vgd.ru
Ржаницын согласился поехать. Захватили с собою купель и поехали. Однако дорогою батька снова раздумал крестить и, оставив у Карушева купель, «удрал» в село.
Чтобы пояснить о каких десяти копейках говорится в этой заметке, приведу воспоминания моей бабушки — Марии Леонтьевны Рухловой — уроженки деревни Сельцо (километров 50-60 от Верхней Тоймы). Она рассказывала, что в церковные праздники (а их было немало) местный священник ходил по домам и поздравлял. Понятно, не просто так — хотя бы пятак ему надо было заплатить. Поэтому моя прабабушка Анна Петровна, увидев в окно появившегося вдали священника, посылала кого-нибудь из ребят выскочить через поветь или двор на улицу, запереть снаружи входную дверь и поставить к ней метлу — мол, все ушли. И приказывала всем сидеть тихо... Столь же небогатая крестьянская семья Карушевых, видимо, так сделать не успела. Поэтому, не сумев оплатить «обслуживание на дому», и попала в список должников, к которым отношение было соответствующим... ______________________________________________________Предыдущий пост - Лахта, озеро и художник Следующий пост - «Везде немцы, немцы и немцы!» |
|
Всего комментариев: 0 | |