Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:48
55 лет назад — ТАСС уполномочен заявить...

Сегодня исполняется 55 лет со дня ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Об этом, конечно, можно было бы и не писать, но тем не менее пишу, так как события тех дней мне хорошо памятны. По той причине, что я рано стал интересоваться политикой. Чему способствовало то обстоятельство, что мама, Ольга Васильевна, выписывала для расширения моего кругозора наряду с журналами и газеты — понятно, «Правду Севера», одна полоса которой ежедневно отводилась под сообщения о событиях за рубежом, и какую-либо центральную, издававшуюся в Москве газету. И я их прочитывал буквально до от первой до последней буквы. Кроме того, дома по сохранившейся с военных лет привычке постоянно работало проводное радио, а значит, регулярно звучали выпуски новостей. Правда, тогда можно было смотреть всего лишь одну программу телевидения, но уже телевидения Центрального с выпусками «Эстафеты новостей» (переименованной потом в программу «Время") и международной программой «Семь дней».

Именно из выпусков теленовостей я, тогда 12-летний, и узнал о бурных событиях в Чехословакии, начавшихся в первые дни 1968 года, а именно о смещении с постов Первого секретаря ЦК КПЧ и Президента ЧССР просоветского лидера Антонина Новотного и избрании на освободившиеся должности соответственно Александра Дубчека и Людвика Свободы. А затем прочитал эту информацию в газетах:

Обстановка день ото дня как в соседней стране, так и вокруг неё обострялась. Давать ей оценку и заниматься подробным её описанием сейчас не буду, так как каждый желающий теперь легко сможет найти в Интернете соответствующую информацию, причём с противоположных точек зрения. Скажу только, что первые 20 дней августа 1968-го по обстановке и накалу (как политическим, так и пропагандистко-информационным) были похожи на первые 23 дня февраля 2022-го (то есть накануне начала СВО на Украине). Только без привычных ныне теле-шоу-передач. Но и без них было понятно, что скоро нечто важное вот-вот произойдёт...

Вечером во вторник, 20 августа 1968 года, я с мамой был в гостях у тёти, Нины Васильевны, которая работала бухгалтером в одной из располагавшихся в Соломбале морских частей. Точнее, пришли по её приглашению (мол, нетелефонный разговор). Она сообщила, что офицерам части поступил приказ не покидать её расположение и что «все они на военном положении». И что она может быть в любой момент вызвана в часть. Затем добавила примерно так: «Говорят, что ночью будут брать Чехословакию».

Когда мы возвращались домой, то делились этой новостью, конечно, не со всеми встречными, а только лишь с хорошими знакомыми. Правда, некоторые из них о возможном событии уже знали — как-никак в то время служивших и работавших в военно-морских частях и на военном заводе № 176 соломбальцев было весьма много. А вот соседка по дому — тётя Тамара Фролова — очень встревожилась: вдруг война! Ибо накануне сообщалось о концентрации войск НАТО на границе ФРГ и Чехословакии.

На следующее утро я проснулся очень рано и ждал, когда в 6 утра заработает радио — оправдается слух или нет! И вот прозвучали знакомые сигналы — первые ноты мелодии песни «Широка страна моя родная» (гимн тогда не звучал) — и из репродуктора голос Левитана:

«В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран Варшавского Договора — СССР, НРБ, ГДР, ВНР и ПНР — перешли чехословацкую границу. ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами».

Советские солдаты в Праге

Вскоре в радионовостях было сообщено о реакции на это событие. Например, говорилось, что ночью был поднят на ноги канцлер ФРГ Курт Кизингер, что срочно созывается заседание Совета Безопасности ООН, и так далее... Понятно, шум был вселенский. И обвинений в оккупации предостаточно. Но что примечательно — ни о каких санкциях никто на Западе не вспоминал. И мысль унизить советских спортсменов всяческими запретами в Олимпийский 1968 год никому в голову не приходила. Причём даже самым ярым антисоветчикам и русофобам. Так что нынешнюю Россию по авторитету, политическому и экономическому весу нельзя даже сравнивать с СССР...

Примерно через год после августовских событий в Чехословакии к нам зашёл сосед — демобилизованный из армии их участник. И рассказал, как всё было. Конечно, для срочника страшно. Так как был приказ жёстко не реагировать на провокации. Поэтому, говорил он, мы завидовали солдатам армии ГДР. Они получили совсем иной приказ. Поэтому когда из какого-либо здания по ним стреляли, то тут же подъезжал немецкий танк и через несколько выстрелов и минут на месте этого здания уже пылилась груда кирпичей и мусора...

К сказанному остается только добавить, что мне и тогда было удивительно, как западные спецслужбы прозевали подготовку к такой широкомасштабной военной операции и своевременно не приняли предупредительные меры. Причём, прозевали тогда, когда об предстоящем событии знали так много людей. Даже я — 12-летний архангельский школьник.

______________________________________________________

Предыдущий пост - Автографы моих предков

Просмотров: 304 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: