18:44 «Александра», «Александра», это город наш с тобою... |
Продолжая просматривать подшивку газеты «Архангельские губернские ведомости» за 1848 год, я вчера встретил опубликованную 18 мая заметку, сообщавшую о закладке в Архангельском адмиралтействе (точнее, на Соломбальских верфях) 74-пушечного корабля «Сысой Великий» и о спуске на воду шхуны «Александра»: По спуске корабля «Память Азова» (29-го Апреля), с небольшим через неделю (8 Мая) заложен в том же крытом эллинге, по совершению молебствия в 5 часов в вечера, 74-х пушечный корабль «Сысой Великий». - Приготовление и обделка членов его начаты с 17 Ноября прошлого 1847 года. Новый корабль будет строится Корабельным Инженером Подполковником Загуляевым, по тому же чертежу и с теми же улучшениями, как и другие военные корабли, построенные здесь в предшествовавших годах. Размерения корабля следующие: длина 178 фут, ширина без обшивки 48, глубина в трюме 19 фут. По заложении корабля тотчас перешли к спуску шхуны «Александра», построенной в здешнем Адмиралтействе с Высочайшего разрешения для Командора Императорского Яхт-Клуба Князя А.Я. Лобанова-Ростовского. Шхуна величиною в 120 тоннов, заложена 4 Сентября 1847 года. Строена по новой системе, теория которой принадлежит одному из опытных Русских Корабельных Инженеров. Последствия и испытания на деле подтвердят со временем выводы умозрений или поведут к другим улучшениям и усовершенствованиям судостроения. Размерения шхуны «Александра»: длина 70 фут, ширина без обшивки 19, глубина в трюме только 2 ф. 4½ д., а от киля до верхней палубы 9 ф. 9 дюйм. Она будет вооружена 8-ю медными единорогами, хотя портов сделано 10. Уютная корма шхуны округлена. Самая крайняя и верхняя часть носа - шек - украшена щитом, а котором изображен фамильный герб владельца шхуны - Князя Лобанова-Ростовского. - Судно строено под крышею, в сарае, назначенном для обделки мачт. Основные члены судна и набор весь из нашей Архангельской лиственницы; обшивки и палубы из самой чистой сосны, а некоторые части дубовые. Подводная часть шхуны гладко и чисто обшита светящейся медью. - Строена Корабельным Инженером Штабс-Капитаном Рихтером. - Командир шхуны Лейтенант 8 Флотского Экипажа Пасынков. По совершению на шхуне молебствия, она спущена благополучно, хотя не без затруднений и не так быстро, как спускают здесь военные корабли. Препятствия в этом случае были предвидены и к преодолению их приняты надлежащие и верные средства. По спуске в судне не оказалось не перегиба, ни капли воды. - При заложении нового корабля и пи спуске яхты-шхуны присутствовали Г.г. Военный и Гражданский Губернаторы, Г.г. Морские Офицеры, и посетили многие посторонние зрители. Итак в первый раз на водах Северной Двины разовьется у нас флаг Русского Императорского Яхт-Клуба! Через месяц шхуна совершенно будет готова и отойдет прямо от порта в море, для перехода по назначению в Кронштадт. Естественно, я попытался побольше узнать о построенной в Соломбале шхуне, но нашёл не так много сведений. Во-первых, узнал, что автором «новой системы судостроения» был Степан Онисимович Бурачёк или Бурачок (1800—1877) — русский кораблестроитель, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, издатель журнала «Маяк», публицист, прозаик: Во-вторых, стало известно, что с 1849 по 1853 и 1856 по 1859 годы шхуна ежегодно выходила в плавания в Финский залив. А в 1860 году была продана в частные руки в Ревеле (Таллине). Командирами шхуны «Александра» были: К.М. Пасынков (1848—1853 гг.), С.И. Подушкин (1856—1857 гг.) Немного узнал и о первом владельце - им был основатель и командор Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788—1866), портрет которого и фамильный герб приведены ниже: А на сайте Верфь на столе обнаружил фотокопии чертежей шхуны, правда, крайне некачественные. Ибо были сделаны несколько десятилетий назад достаточно примитивным по нынешним меркам фотоаппаратом. Но тем не менее я попытался копии листов чертежей «склеить» вместе, и вот, что получилось: Этот сборный чертёж позволил воссоздать облик шхуны «Александра»: Казалось бы, на этом можно было бы и закончить очередной экскурс в историю соломбальского судостроения, но тут я вспомнил о намерении властей в скором времени демонтировать стоящую на Красной пристани шхуну «Запад» (частично сгоревшую и почти сгнившую). Причём демонтировать с целью восстановления: мол, «восстановят в виде реплики и выставят как музейный экспонат». А когда вспомнил о содержании этого новостного сообщения, то возник закономерный вопрос: зачем воссоздавать в виде реплики построенную сравнительно недавно - в 1949 году, да ещё не у нас в стране, а Финляндии, шхуну, когда можно воссоздать облик построенной соломбальским корабелами на век раньше шхуны «Александра»? Тем более что все чертежи уцелели и хранятся в Петербурге в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ)... В заключение на память пришли слова известной песни : «Александра, Александра, это город наш с тобою...» И эти слова могли бы вспомнить многие другие архангелогородцы, если бы случилось, видимо, невозможное - если бы на Красной пристани на месте сгнившего «Запада» увидели облик нашей землячки - красавицы-шхуны «Александры»... ______________________________________________________Предыдущий пост - Троица 1948-го в Каргополе Следующий пост - Разыскивается Сталин — особых примет нет |
|
Всего комментариев: 6 | |||||||
| |||||||