Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

11:11
«Александра» и несбыточные мечты

Поскольку несколько последних сообщений так или иначе были посвящены истории Соломбалы, то продолжая эту тему, замечу, что в уходящем году исполнилось 175 лет со дня спуска на воду построенной на Соломбальских верфях шхуны «Александра». Об этом событии я ранее уже сообщал, но так как состав посетителей сайта значительно обновился, сегодня о нём напомню.

18 мая 1848 года в газете «Архангельские губернские ведомости» была опубликована заметка следующего содержания:

По спуске корабля «Память Азова» (29-го Апреля), с небольшим через неделю (8 Мая) заложен в том же крытом эллинге, по совершению молебствия в 5 часов в вечера, 74-х пушечный корабль «Сысой Великий». — Приготовление и обделка членов его начаты с 17 Ноября прошлого 1847 года. Новый корабль будет строится Корабельным Инженером Подполковником Загуляевым, по тому же чертежу и с теми же улучшениями, как и другие военные корабли, построенные здесь в предшествовавших годах. Размерения корабля следующие: длина 178 фут, ширина без обшивки 48, глубина в трюме 19 фут.

По заложении корабля тотчас перешли к спуску шхуны «Александра», построенной в здешнем Адмиралтействе с Высочайшего разрешения для Командора Императорского Яхт-Клуба Князя А.Я. Лобанова-Ростовского.

Шхуна величиною в 120 тоннов, заложена 4 Сентября 1847 года. Строена по новой системе, теория которой принадлежит одному из опытных Русских Корабельных Инженеров. Последствия и испытания на деле подтвердят со временем выводы умозрений или поведут к другим улучшениям и усовершенствованиям судостроения. Размерения шхуны «Александра»: длина 70 фут, ширина без обшивки 19, глубина в трюме только 2 ф. 4½ д., а от киля до верхней палубы 9 ф. 9 дюйм. Она будет вооружена 8-ю медными единорогами, хотя портов сделано 10. Уютная корма шхуны округлена. Самая крайняя и верхняя часть носа — шек — украшена щитом, а котором изображен фамильный герб владельца шхуны — Князя Лобанова-Ростовского. — Судно строено под крышею, в сарае, назначенном для обделки мачт. Основные члены судна и набор весь из нашей Архангельской лиственницы; обшивки и палубы из самой чистой сосны, а некоторые части дубовые. Подводная часть шхуны гладко и чисто обшита светящейся медью. — Строена Корабельным Инженером Штабс-Капитаном Рихтером. — Командир шхуны Лейтенант 8 Флотского Экипажа Пасынков.

По совершению на шхуне молебствия, она спущена благополучно, хотя не без затруднений и не так быстро, как спускают здесь военные корабли. Препятствия в этом случае были предвидены и к преодолению их приняты надлежащие и верные средства. По спуске в судне не оказалось ни перегиба, ни капли воды. — При заложении нового корабля и при спуске яхты-шхуны присутствовали Г.г. Военный и Гражданский Губернаторы, Г.г. Морские Офицеры, и посетили многие посторонние зрители. Итак в первый раз на водах Северной Двины разовьется у нас флаг Русского Императорского Яхт-Клуба! Через месяц шхуна совершенно будет готова и отойдет прямо от порта в море, для перехода по назначению в Кронштадт.

Естественно, я попытался побольше узнать о построенной в Соломбале шхуне, но нашёл не так много сведений. Во-первых, узнал, что автором «новой системы судостроения» был Степан Онисимович Бурачёк или Бурачок (1800—1877) — русский кораблестроитель, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, издатель журнала «Маяк», публицист, прозаик:

Во-вторых, стало известно, что с 1849 по 1853 и 1856 по 1859 годы шхуна ежегодно выходила в плавания в Финский залив. А в 1860 году была продана в частные руки в Ревеле (Таллине). Командирами шхуны «Александра» были: К.М. Пасынков (1848—1853 гг.), С.И. Подушкин (1856—1857 гг.)

Немного узнал и о первом владельце - им был основатель и командор Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788—1866), портрет которого и фамильный герб приведены ниже:

А на сайте Верфь на столе обнаружил фотокопии чертежей шхуны, правда, крайне некачественные. Ибо были сделаны несколько десятилетий назад достаточно примитивным по нынешним меркам фотоаппаратом. Но тем не менее я попытался копии листов чертежей «склеить» вместе, и вот, что получилось:

Этот сборный чертёж позволил воссоздать облик шхуны «Александра»:

В заключение скажу, что первый раз я рассказал о шхуне «Александра» в 2016 году, то есть в дни, когда местные власти заявили о намерении демонтировать тогда ещё стоявшую на Красной пристани шхуну «Запад» (частично сгоревшую и почти сгнившую). И причём демонтировать со следующей целью: чтобы «восстановить в виде реплики и выставить как музейный экспонат». Поэтому я высказал сомнения: зачем воссоздавать в виде реплики построенную сравнительно недавно — в 1949 году, да ещё не у нас в стране, а в Финляндии, шхуну, когда можно воссоздать облик построенной соломбальским корабелами на век раньше шхуны «Александра»? Тем более что все чертежи уцелели и хранятся в Петербурге в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ)...

Понятно, что тогдашнее моё предложение было из области несбыточных фантазий: представил, как архангелогородцы и гости города вдруг увидели бы, что на Красной пристани на месте сгнившего «Запада» появилась наша землячка — красавица-шхуна «Александра». И вспомнили бы слова известной песни: «Александра, Александра, это город наш с тобою...»

Сегодня же я немного подкорректирую свои тогдашние фантазии: место для установки «Александры» могли бы изыскать в Соломбале — пусть хотя бы эта шхуна напоминала о былой славе корабельной стороны, коль практически всё сообщавшее о наиболее ярком периоде её истории уничтожено. И коль особые статус и облик Соломбалы навсегда утрачены — теперь она лишь один из территориальных округов с почти неотличимыми от других районов Архангельска домами-человейниками...

Но, повторяю, это всё несбыточные мечты. Хотя стоит заметить, что в других городах они порой осуществляются — например, в Воронеже. Но у тамошних властей головы, видимо, устроены совсем по-другому:

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Шкипер Крюгер и англо-прусский спор

Просмотров: 278 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, Фотолетопись Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0