11:11 «Александра» и несбыточные мечты |
Поскольку несколько последних сообщений так или иначе были посвящены истории Соломбалы, то продолжая эту тему, замечу, что в уходящем году исполнилось 175 лет со дня спуска на воду построенной на Соломбальских верфях шхуны «Александра». Об этом событии я ранее уже сообщал, но так как состав посетителей сайта значительно обновился, сегодня о нём напомню. 18 мая 1848 года в газете «Архангельские губернские ведомости» была опубликована заметка следующего содержания:
По спуске корабля «Память Азова» (29-го Апреля), с небольшим через неделю (8 Мая) заложен в том же крытом эллинге, по совершению молебствия в 5 часов в вечера, 74-х пушечный корабль «Сысой Великий». — Приготовление и обделка членов его начаты с 17 Ноября прошлого 1847 года. Новый корабль будет строится Корабельным Инженером Подполковником Загуляевым, по тому же чертежу и с теми же улучшениями, как и другие военные корабли, построенные здесь в предшествовавших годах. Размерения корабля следующие: длина 178 фут, ширина без обшивки 48, глубина в трюме 19 фут.
Естественно, я попытался побольше узнать о построенной в Соломбале шхуне, но нашёл не так много сведений. Во-первых, узнал, что автором «новой системы судостроения» был Степан Онисимович Бурачёк или Бурачок (1800—1877) — русский кораблестроитель, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, издатель журнала «Маяк», публицист, прозаик: Во-вторых, стало известно, что с 1849 по 1853 и 1856 по 1859 годы шхуна ежегодно выходила в плавания в Финский залив. А в 1860 году была продана в частные руки в Ревеле (Таллине). Командирами шхуны «Александра» были: К.М. Пасынков (1848—1853 гг.), С.И. Подушкин (1856—1857 гг.) Немного узнал и о первом владельце - им был основатель и командор Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский (1788—1866), портрет которого и фамильный герб приведены ниже: А на сайте Верфь на столе обнаружил фотокопии чертежей шхуны, правда, крайне некачественные. Ибо были сделаны несколько десятилетий назад достаточно примитивным по нынешним меркам фотоаппаратом. Но тем не менее я попытался копии листов чертежей «склеить» вместе, и вот, что получилось: Этот сборный чертёж позволил воссоздать облик шхуны «Александра»:
В заключение скажу, что первый раз я рассказал о шхуне «Александра» в 2016 году, то есть в дни, когда местные власти заявили о намерении демонтировать тогда ещё стоявшую на Красной пристани шхуну «Запад» (частично сгоревшую и почти сгнившую). И причём демонтировать со следующей целью: чтобы «восстановить в виде реплики и выставить как музейный экспонат». Поэтому я высказал сомнения: зачем воссоздавать в виде реплики построенную сравнительно недавно — в 1949 году, да ещё не у нас в стране, а в Финляндии, шхуну, когда можно воссоздать облик построенной соломбальским корабелами на век раньше шхуны «Александра»? Тем более что все чертежи уцелели и хранятся в Петербурге в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ)...
Предыдущий пост - Шкипер Крюгер и англо-прусский спор |
|
Всего комментариев: 0 | |