Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

16:12
АЛТИ середины 1970-х. Вспоминая...

На днях на сайте Старый Архангельск были размещены фотографии Николая Антонова, сделанные им в середине 1970-х годов наверняка в бытность его студентом АЛТИ. К появлению этих снимков я не мог отнестись равнодушно, так как сам тогда же учился в институте. Поэтому, заимствуя некоторые фотографии, прокомментирую их своими воспоминаниями.

Главный корпус АЛТИ - на год моего поступления (1974-й) единственный, если не считать учебных мастерских и здания военной кафедры. А перед ним - приметы того времени: трамвайный состав ленинградского производства и автобус - львовского.

На следующих двух снимках сентября 1975-го: уже построенный второй корпус - как изначально называли, учебно-лабораторный, ввод которого в эксплуатацию позволил перевести учебный процесс в институте с двух смен на одну.

Так получилось, что я в числе немногих ознакомился с новым корпусом ещё до начала занятий. Дело в том, что в сентябре 1975 года происходил переезд в него ряда кафедр и деканатов из главного корпуса. А для этого были нужны рабочие, вернее, студенческие руки. Поэтому я и оказался в числе тех, кого вместо поездки на колхозно-совхозную "картошку" отрядили для транспортно-перегрузочных работ.

Впрочем, мы, перевозившие мебель и оборудование, были не единственными физически работавшими в этом корпусе в сентябре 1975-го - несмотря на то, что здание по документам уже было принято, строители продолжали устранять недоделки. Например, шлифовали ступеньки и площадки лестничного марша в конце той части корпуса, которая расположена перпендикулярно к набережной.

Следует сказать, что ректор АЛТИ Иван Михайлович Боховкин, подгоняя строителей, ежедневно контролировал доделочные работы. Однажды мы, вышедшие на лестничную площадку на перекур, были свидетелями такой сцены. После завершения разговора о сроке завершения работ на лестничном марше один из рабочих заискивающе спросил: "Мой сын весной закончит школу. Как бы ему в институт поступить." Иван Михайлович ответил: "Захочет - поступит. Пусть этот год в школе получше учится. Да и подготовительные курсы в институте есть..." И уже обращаясь к нам: "Так ведь, студенты..." И слегка пожурил за вредную привычку тех из нас, кто курил. А что он ещё мог сказать именно нам, поступавшим в те годы без всякого блата и "мохнатых рук", не знавших, что такое подношение преподавателям по случаю экзамена, и даже не предполагавших, что у нас вообще когда-то подобное (да и многое другое, что ныне на слуху) будет возможно...

К 1 октября 1975 года, когда началась учёба у основной (кроме пятикурсников) части студентов, все доделочные работы были закончены. Однако, когда начались первые морозы, в новом корпусе стало невыносимо холодно - возможно, система отопления была спроектирована для более мягкого климата. Поэтому, отсидев, не снимая верхней одежды, одну пару в этом корпусе, мы на перемене бежали в главный, чтобы там отогреться на другой. И так порой бегали по морозцу то замерзать, то отогреваться по три раза в день. Ибо так предусматривало расписание занятий.

В следующий же учебный год, точнее, зимой 1976-1977-го, после летней модернизации системы отопления в учебно-лабораторном корпусе стало если не так, как в главном, тепло, то по крайней мере не холодно. А вот где всегда было тепло, так это в двухэтажном здании военной кафедры, об обучении на которой и военных сборах как-нибудь расскажу отдельно. Пока же приведу фотографию Николая Антонова, запечатлевшего студентов в институтском дворе, между зданиями учебных мастерских, на занятиях, видимо, по строевой подготовке. К сожалению, проводивший занятия офицер, он же преподаватель военной кафедры, отвернулся, иначе я, возможно, назвал бы его фамилию.

В заключению, приведу ещё один снимок того же автора, сделанный из окна или с крыши дома № 14 по набережной им. В.И. Ленина ("четырнадцатой общаги") и две фотографии 1960-х годов из другого источника, на которых запечатлены: опять же упомянутая "общага" (общежитие лесомеханического факультета), ближе к улице Урицкого - пятиэтажка со студенческой столовой, именовавшейся "раковой", видимо, вследствие соседства с областным онкологическим диспансером, который тогда располагался в угловом здании - бывшем особняке купцов Мерзлютиных.

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Оттуда - табак бразильский, туда - водку, щетину и дрова

Следующий пост - Благоговейная благодарность за полупроцент

Просмотров: 3039 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: