Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:13
Арест и беседа вместо ареста

В областном архиве, в фонде канцелярии Архангельского губернатора мной был найден рапорт, посланный онежским уездным полицейским исправником на имя первого лица губернии:

По сообщению Начальника Архангельского Губернского Жандармского Управления от 14 января 1916 года помощник Онежского исправника производил дознание, причем спрашивал крестьянку Малошуйской волости Ульяну Семенову Шайтанову, 24 лет, проживающую в городе Онеге, она показала:

7 января в квартире Анастасии Степановой Козловой мещанин города Онеги Константин Андреев Кузьмин при разговоре про войну с Германией говорил, что у противника всего вдоволь, хорошие орудия, войско хорошего образца, а у нас - русских, не ни ружей, ни снарядов. Правительство наше поступает неправильно: война с Японией дало, кажется, ему толчок, чтобы усилить военные силы, запасти снаряды и т.п., а вместо этого настроили казенки, чтобы спаивать народ - чтобы не бунтовал. В газетах, что пишут, то всему верить нельзя...

Из заключительной части рапорта губернатор Бибиков узнал, что Кузьмин арестован и следствие по поводу его высказываний продолжается.

Иной была судьба фигуранта (точнее, фигурантки) аналогичного по содержанию документа, но написанного спустя 36 лет. Его я нашёл в фонде Молотовского (Севородвинского) горкома ВКП(б) и в нём начальник горотдела НКВД старший лейтенант госбезопасности Семёнов 5 мая 1942 года информировал первого секретаря горкома Плюснина о следующем:

По материалам расследования в отношении фактов антисоветских высказываний со стороны Пом. Главврача Горбольницы по хоз. части. Бабошиной Лидии Владимировны установлено, что последняя в беседах среди окружающих ее лиц, систематически высказывала пораженческие взгляды, в отношении войны с фашистской Германией проявляла недовольство действиями Советского Правительства в вопросах военного строительства, распространяет провокационные клеветнические измышления в отношении отдельных руководителей. Изложенное подтверждаю показаниями трех свидетелей.

На документе Плюсниным была оставлена надпись, свидетельствующая, что с Бабошиной им лично была проведена беседа, в ходе которое выяснилось, что почти всё вышеизложенное (в том числе показания свидетелей) не соответствует действительности. И что "некоторое недопонимание Бабошиной текущих событий" в ходе разъяснений устранено.

Иван Афанасьевич Плюснин (1903-1955)

Видимо, примерно такие же слова содержались и в ответе начальнику горотдела НКВД. И судя по всему, подобный ответ Семёнова удовлетворил. Так как Бабошина фигурирует и в других архивных документах Молотовска военных лет (причём в той же должности) и её фамилия отсутствует в списках репрессированных ("Поморский мемориал"). Следовательно, разъяснительной беседы Ивана Афанасьевича хватило, чтобы избежать, казалось, неминуемого ареста...

______________________________________________________

Предыдущий пост - О тропе жизни смерти. И не только...

Следующий пост - Был выведен вон...

Просмотров: 1302 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: