14:17 Архангельск на картине неизвестного художника |
Сегодня на сайте http://www.sphinxfineart.com/Russian-School-Nineteenth-Century нашёл изображение выполненной акварельными красками и гуашью картины The Port of Archangel in Winter ("Архангельский порт зимой"). Размером она 20,3 на 52,7 сантиметра. Автор неизвестен, а датируется картина XIX веком и отнесена в комментарии к русской школе живописи. Кроме того, в комментарии говорится следующее (в переводе с английского): Эта детальная и живая панорама мастера русской школы изображает бурную деятельность, создавая у зрителя полное представление о деятельности порта. С высокой точки художник великолепно отображает суету и движение в динамичной гавани северного порта города Архангельск. Расположенный на крутом берегу Северной Двины Архангельск был единственным северным портом в России имевшим выход к Белому морю. Таким образом, он быстро стал важным объектов в дипломатических отношениях между Россией и другими европейскими странами, особенно Англией. Настоящая сцена изображает корабельный флот, стоящий у берегов Двины. Над огромным кораблем с правой части картины развивается красное знамя, флаг английского торгового флота, что указывает на обилие торговки и коммерции в это время. Линии уставших моряков ловят сетями рыбу со своих кораблей, а ближайший берег объят бурной деятельностью. Богатые купцы передвигаются по усыпанной снегом территории порта на салазках или на лошадях, в то время как группы торговцев ведут деловые переговоры. Эти темные фигуры вызывают в памяти работы английского мастера Лоуренса Стефана Лоури (1887 – 1976), чьи примитивные фигуры и промышленные сцены стали синонимом городской пейзажной живописи. На другой стороне реки простирается Архангельск, затянутый пыльными, грузными компактными облаками. Сквозь плотную застройку береговой линии. На вершине холма, вероятно, возвышается религиозное строение, хотя не понятно какое именно, так как церкви Архангельска были разрушены во времена сталинской диктатуры (1878 – 1953). XIX век был временем великих перемен и достижений, что привело к появлению чисто русской школы живописи. Русские мастера все больше стали уделять внимание окружающим их просторам, отдаляясь от популярного ранее почитания европейских стран, таки как Франция и Италия. Ныне интерес мастеров был обращен к родным сценам и историческим событиям, таким образом, начала складываться значимая часть русского художественного наследия. Архангельск сыграл важную роль в русской истории. Город был построен и в первую очередь развивался как порт. В 1583 году царь Иван IV (Иван Грозный) (1530 – 1584) отдал приказ построить город Архангела – «город для строительства кораблей». К концу лета 1584 года «в течении одного года был построен деревянный город» на высоком берегу Северной Двины. Быстрое развитие и международная торговля привело к появлению различных отраслей промышленности, таких как мореплавание, перевозка грузов и транспортировка. Дорогие материалы, такие как английские ткани, шелк и бархат поступали через порт в Россию. Вино, сахар, специи, лимоны, ручное мыло, писчая бумага, нитки, иголки, кружева и жемчуг так же доставлялись в страну. Но наиболее прибыльным делом была чеканка монет. Российская казна, не имевшая своего собственного серебра и золота, переплавляла импортные талеры и королевские талеры (ефимки) и чеканили царские монеты, которые тут же вводились в употребление. Корабли отходили от архангельского нагруженные всем, то могла дать русская земля, со всем, что могли поставить торговцы с огромных просторов страны: хлеб, сало, лен, пенька, парусина, воск, кожа и конечно знаменитые меха. Петр I (1672 – 1725) впервые посетил Архангельск 30 июля 1693 года, в сопровождении огромной свиты. Вид первого русского порта произвел неизгладимое впечатление на юного царя. Во время пребывания в порту Петр часто посещал торговые центы и беседовал с русскими и иностранными торговцами. Царь, с присущими ему практичностью и проницательностью, быстро понял, что для укрепления экономической мощи страны требуется морской флот. До середины XIX века Архангельск был третьим портом России по величине обслуживаемого груза. но постепенно торговля шла на спад из-за отсутствия железнодорожного сообщения в центральной России. Только модернизация торгового флота и строительство узкоколейной железной дороги в Архангельске в 1898 году дали новый импульс развитию порта. Именно в эти годы была установленная типичная система портовой организации. Со своей же стороны могу сказать, что если и можно датировать картину XIX веком, то, судя по одежде изображённых, самым его началом. Если не концом предыдущего столетия. Нельзя не отметить и то, что автор картины, видимо, обладавший большой фантазией, постарался приукрасить Архангельск - изобразил то, чего не было и не могло быть в действительности. Во-первых, гору с храмом, а вблизи её подобие греческого Парфенона. Что же касается точки, с которой рисовал автор, то тут можно сказать следующее. Поскольку почтовый тракт на Москву и Петербург первые 30-40 вёрст сначала шёл по правому берегу, то сколько-нибудь интенсивного движения через Двину с левого берега в районе нынешнего железнодорожного моста, безусловно, не было. Да и морским судам тогда там стоять не могли, тем более зимовать. Поэтому возможен такой вариант - Кегостров. Но аргументы в пользу его слабы, так как столь массовое передвижение с Кегострова (и с островных деревень через него) вряд ли можно было наблюдать. И, самое главное, наличие на переправе людей в военной форме - им на Кегострове зимой в ту пору делать было нечего. Присутствие военных могло быть только на одной ледовой переправе - из Соломбалы через Кузнечиху. Так как именно в Соломбале проживал военный губернатор, здесь же находилась его канцелярия, военный порт и адмиралтейство. И, естестственно, движение между Соломбалой и Архангельском было интенсивным. Единственным аргументом, ослабляющим довод в пользу Соломбалы, мог бы быть следующий: на рисунке изображена полная панорама города, которая с берега Соломбалы целиком не просматривается. Но тут уж, повторяю, надо вновь сказать о фантазии и пространственном воображении автора, и отнести эту не увязку на их счёт. Хотя нельзя не исключать того, что начатую в Соломбале зарисовку он продолжил в Кегострове - чтобы получилась панорама. Нельзя не отметить и тот факт, что городская застройка изображена весьма приблизительно. Хотя нам, в точности не знающим, как выглядел тогда Архангельск, судить трудно. Правда, все же замечу, что единственными узнаваемыми строениями можно считать ветряную мельницу (мельницы присутствуют на рисунках и планах города XVIII века) и Гостиный двор - вытянутое по горизонтали здание просматривается между мачтами морского судна. Впрочем, возможность выявить на картине ещё какое-нибудь известное строение есть - для этого следует посмотреть её в увеличенном, развётнутом на весь экран компьютера виде - |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||