Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

15:14
Архангельские «Гортопы»

Каждый, кто в 1960-1970-х годах въезжал Кузнечевскому мосту в Соломбалу, с правой стороны видел пляж с парашютной вышкой, а слева — территорию «Гортопа», а именно, штабеля приплавленной и выкаченной на берег низкокачественной древесины, предназначавшейся для разделки на дрова.

Оттуда же был слышен звук дисковых пил и шум моторов грузовых автомашин ЗиС-150, отвозивших дрова не только жителям Соломбалы, но и центра Архангельска.

А находился соломбальский «Гортоп» на месте, где ранее находилась биржа пиломатериалов завода Макарова (после революции — № 8), то есть там, где производилась атмосферная сушка досок, их сортировка и подготовка к отгрузке и продаже. Участок берега реки Кузнечихи, где располагалась биржа, неплохо виден на дореволюционном фотоснимке — в правой его части:

А следующий снимок был сделан зимой 1918-1919 годов непосредственно на территории биржи, причём для лучшей ориентировки на нём во врезке — дом Фроловых (угол улиц Валявкина и Таймырской), по сей день существующий и показывающий, где начинается подъём на Кузнечевский мост:

Во второй половине 1930-х годов в связи с началом строительства этого моста завод № 8 закрыли. Точнее пока сказать не могу, но следующая заметка, опубликованная в газете «Правда Севера» 9 июля 1939 года, свидетельствует, что уже на тот момент на месте биржи пиломатериалом складировался дровяной лес:

Архангельская база Обллесзага располагает двумя складами (на Смольном Буяне и в Соломбале), которые могут принять 175 тыс. кубометров. Для выкатки остальных 100 тыс. Архангельский горсовет обязан отвести, согласно постановления облисполкома от 7 июня 1939 года, территорию берега реки Северной Двины от ул. Пролеткульта до яхтклуба...

Таким образом, ещё до войны существовали два склада «Гортопа»: первый в Соломбале на берегу Кузничихи, второй — на берегу Северной Двины в районе Смольного Буяна, точнее, там, где ныне находится стадион САФУ. О том, что дровяной лес там складировался и военное время, свидетельствуют фрагменты немецких аэрофотоснимков Архангельска 1943 и 1942 годов соответственно:

На втором фрагменте цифрой 1 помечена проходная склада «Гортопа» (в дни очередного наводнения), фотоснимок которой я заимствовал с сайта Старый Архангельск:

Этот склад был ликвидирован на рубеже 1950-1960 годов в связи с началом строительства железнодорожного моста, а соломбальский «Гортоп» — видимо, в начале 1980-х, когда был открыт новый склад на Талажском шоссе.

В заключение — ещё один снимок, сделанный в середине 1950-х с территории соломбальского «Гортопа» в сторону Кузнечихи. Видимо, вскоре после открытия моста. И, скорее всего, весной, когда дровяной лес за зиму уже почти весь был распилен:

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - В начале Никольского в 1905-ом

Следующий пост - 1939-й — реабилитировали и судили

Просмотров: 1147 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы, Фотолетопись Севера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: