Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

19:40
Баснописец-вице-губернатор и Архангельск

В одном из изданных в 1901 году сборников мне встретилась статья И.А. Кубасова "Вице-губернаторство баснописца Измайлова в Твери и Архангельске", содержащая наряду с авторским текстом выдержки из писем Александра Ефимовича Измайлова [14(25).04.1779 - 16(28).01.1831] - литератора, издававшего и принимавшего участие в издании столичных журналов "Цветник", "Сын отечества", "Санкт-Петербургский вестник" и "Благонамеренный". Что не помешало ему быть назначенным на должность вице-губернатора сначала в Тверь, затем - в Архангельск. Поэтому содержание упомянутой статьи, безусловно, представляет для нас интерес. Но прежде чем приступить знакомить с ней, процитирую одно из его писем, посланное из Архангельска 9 июля 1828 года. В нём Измайлов, в частности, писал:

Александр Ефимович Измайлов

"Были в Александровском саду, на который, говорят, употреблено 100 тысяч рублей. Сад этот обнесен кругом каменной оградой и - только! Есть в нем березы, сосны, травы, крапива и - только! Дорожек нету, да и на что? По траве мягче ходить... Комары выгнали нас из саду, может быть, за то, что мы усумнились, будто употреблено на сад 100 тысяч рублей. В Кашине каменная ограда округ девичьего монастыря несравненно больше, но стала только 20 тысяч рублей. Видно, игуменья, дура..."

Дореволюционный Архангельск. Справа - вдоль Троицкого проспекта - каменная ограда Александровского сада.

Саркастически насмешливый тон Измайлова вполне объясним, так как по документам выходило, что на возведение каменного забора ушла огромнейшая по тому времени сумма. Почему была завышена смета и куда ушла большая часть этой суммы, баснописец, понятно, догадывался. Поэтому и назвал дурой игуменью, не сумевшую извлечь с помощью уже тогда практиковавшихся откатов личную выгоду.

Следует сказать, что дальнейшие высказывания об Архангельске и здешнем круге его общения не столь критические. В этом может убедится каждый, ознакомившийся с упомянутой статьёй, приведённой с некоторыми сокращениями и без первой её половины, касающейся тверского периода вице-губернаторства:

В Вологде же ему порассказали кое-что об Архангельске и тамошних людях. "Хвалят все", - говорят Александр Ефимович, - "архангельского генерал-губернатора и ругают правителя его канцелярии: из шельм шельма. Видно ведет меня Бог в Архангельск для ниспровержения этой шельмы...

Наконец, на четвертую неделю путешествия Измайлов въехал в пределы Архангельской губернии. "Слава Богу! Слава Богу! Мы уже в Архангельской губернии - пишет Александр Ефимович 31-го мая 1828 года. "Въехали в нее вчера в половине шестого часа вечера. На границе стоят по сторонам дороги два столба с гербами Вологодской и Архангельской губерний. На последнем изображен Архангел Гавриил, которого мощи, по уверению Матвеева, покоятся в вашем Тверском Соборе, и который поражает диавола. А какую смешную гримасу делает диавол! Точь в точь иной губернатор, когда сенат потребует от него объяснения по уголовному делу.

5-го июня, ввечеру, Измайлов прибыл в Архангельск. "Наконец я в Архангельске и мне чрезвычайно грустно..." Так начинается его первое из этого города письмо к жене. Грустное ли настроение Измайлова, не покидавшее нашего писателя долгое время по приезде на место нового служения или еще не зажившая рана, нанесенная в Твери его доверчивому сердцу, сделали Александра Ефимовича как бы безучастным и скептическим к новым знакомствам; но только в длинном ряде его первых писем из Архангельска мы не найдем уже тех восторгов, того добродушия, благорасположенности к людям, которыми отличаются его первые письма из Твери. Его отзывы о людях в высшей степи сдержаны, нерешительны; ласки же и внимание, которыми окружали его "первейшие граждане Архангельска, кажется ему далеко не искренними.

Тяжелый опыт разочарования в людях, казалось, научил нашего писателя быть более осмотрительным в сношениях с людьми и держаться даже несколько предубежденных взглядов. Но пессимизм быть несвойственен душше Измайлова, и навеянный одними обстоятельствами он легко был устраняем другими. Достаточно было небольшого толчка, чтобы к Александру Ефимовичу вернулось вновь его добродушное и доверчивое расположение и к людям, и ко всему окружающему. Так было с ним и в Архангельске. Проведя несколько недель в этом городе, присмотревшись к нему, Измайлов скоро к последним менее подозрительным.

Правда, он не вполне доверял всем их рассказам и действиям. Не верил, например, что на устройство общественного Александровского сада было употреблено сто тысяч рублей, не верил ласковым и учтивым выражениям правителя канцелярии губернатора; не верил, что у генерал-губернатора действительно законная жена, во многое другое; но все-таки Архангельск и его обитатели ему скоро понравились; мало того, новое место службы даже превзошло его ожидания. "Чем более живу я в Архангельске" - пишет он 12-го июля 1828 года, - тем более и более он мне нравится. Какой контраст Твери. Много хвалили мне в Твери Архангельск, но он превзошел мои ожиданья. Здесь можно иметь самое приятное общество и жить без малейшего принуждения, а с истинным и большим удовольствием..." "Несмотря на все похвалы, слышанные мною в Твери об Архангельске, - пишет он опять две недели спустя, - я никак не ожидал, что бы здесь было мне так хорошо, как я нашел. Истинно из ада попал в рай. Здесь можно жить и свободно, и скромно. Общество здесь несравненно лучше тверского..."

Читать дальше...

______________________________________________________ ______________________________________________________
Просмотров: 1805 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, речной транспорт, История Архангельска, Фотолетопись Севера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: