16:45 «Беспаспортные» бутылки |
Многие архангелогородцы старшего поколений наверняка помнят, что в 1960-1980-х годах пустые пивные и водочные бутылки принимались в специализированных пунктах по цене: сначала — 12, а где-то с середины 1970-х годов — по 20 копеек за штуку. Учитывая, что тогда продовольственные товары были весьма дёшевы (например, буханка чёрного хлеба - 14, килограмм картошки — 8-12 копеек), стоимость бутылки была существенной, и случайно нашедший её, кем-то выброшенную, мгновенно «обогащался». Например, кто из ребятишек, ибо вырученных за одну бутылку денег хватало либо на порцию мороженого-эскимо (в зависимости от веса — 13-20 копеек), либо на билет в кино на утренний детский сеанс (10-15 копеек). Однако бутылку так просто было не сдать — приёмщик стеклотары проверял, нет ли на горлышке сколов. К тому же её следовало вымыть и дочиста соскрести наклейку. В этой связи замечу, что приём пустой стеклотары осуществлялся в нашей губернии и до революции, но при одном условии — наклейка (ярлык) должна быть на месте. А её отсутствие существенно снижало стоимость. Именно об этом рассказывала своим читателям газета «Архангельск» в декабре 1916 года в заметке «Беспаспортная посуда»:
Не так давно казённой ценой для стеклянной четверти был двугривенный. Посуду беспрекословно принимали в обмен или же за деньги. Теперь посуда подорожала. Четвертная пустая бутылка стоила в казённой лавке 40 копеек и дошла наконец до 80. А принимают четверть обратно по прежней цене...
Раньше отсутствие этого бумажного лоскута не оказывало никакого влияния на ценность посуды. Теперь за такую бутылку выдается из казенной лавки только десять копеек. Вместо восьмидесяти копеек, оставленных в залог. Гривенник — за посуду, семь гривен — за «паспорт».
Однако намёк на уголовные статьи не помог — «беспаспортные» бутылки как принимали за десять копеек, так и продолжили принимать: мол, если гривенник не устаивает — не сдавайте...
В заключение замечу, что, по воспоминаниям моей мамы, в годы Великой Отечественной войны были другие правила: в отличие от Первой мировой сухой закон не вводился, но алкогольные напитки продавались при условии сдачи пустой посуды, то есть бутылка за бутылку. Понятно, с зачётом стоимости.
Предыдущий пост -
Дороги спиртом потекли...
Следующий пост -
«Жёлтые жилеты» по-российски
|
|
Всего комментариев: 0 | |