14:55 Биржа и причалы |
В недавнем сообщении Трамвайно-ностальгические воспоминания я на сделанной Семёном Фридляндом в 1958 году фотографии пометил, где по бирже Соломбальского ЛДК (бывшего лесозавода № 16-17 им. Молотова) проходил трамвайный путь: Эта же биржа запечатлена и на двух других снимках известного советского фотографа: Причём словом «Биржа», которое, если судить по архивным документам, было знакомо архангелогородцам по крайней мере с начала 1800-х годов, называли и часть Соломбалы (район улиц Кедрова и Мещерского), которая примыкала к сушильно-погрузочному цеху СЛДК, то есть к бирже. А на «Бирже» после переезда с улицы Валявкина я жил с февраля 1969 года. Приметой же того времени были вывешиваемые на остановках и у магазинов объявления, приглашавшие всех желающих аккордно подзаработать на бирже в вечернее время и по выходным. Появлялись же объявления по той причине, что кадровые рабочие в летнее время не справлялись с объёмом работ, особенно, когда ожидалось одновременное прибытие к причалам сразу нескольких морских судов. А не справлялись, так как биржевские работы до начала 1970-х годов были очень трудоёмкими: доставленные на вагонетках с лесопильного цеха пакеты досок сначала разгружались, затем подвозились автолесовозами к месту сушки, доски вручную укладывались в штабеля, в них сушились до достижения так называемого показателя транспортной влажности, затем штабеля опять же вручную разбирались, доски сортировались, вновь укладывались в пакеты и автолесовозами доставлялись на причал. Хотя заработки были весьма приличными, тем не менее кадровых рабочих постоянно не хватало. К тому же многие из них уходили летом в отпуска. Поэтому и приходилось приглашать всех желающих подзаработать, даже старших школьников. И по своему опыту знаю, что платили по повышенным расценкам и деньги выдавали сразу после выполнения обусловленного объёма работ. Так что грех жаловаться. Не жаловались на руководство биржи и капитаны советских и иностранных судов, так как простоев по вине лесоэкспортного предприятия не было. А как эти судна тогда грузились, видно ещё на одном снимке Семёна Фридлянда: Следующий снимок был сделан не раньше начала 1970-х годов неизвестным мне фотографом там же, но с советского судна: В левом верхнем углу снимка едва заметна стоящая в центре Архангельская старая телевизионная вышка, а в правом - четырёхэтажное здание 49-й школы и вдали — освещённая огнями вышка находившейся в Исакогорке радиостанции (примерно там сейчас стоит новая телевышка). Что же касается стоявших у причала биржи СЛДК морских судов, то название одного (второго) из них удалось прочитать — это западногерманский FERDINAND RETZLAFF. Удалось выяснить и его дальнейшую, увы, печальную судьбу — судно, трижды перепроданное и столько же раз переименованное, выполняя рейс с грузом сахара из Доминиканской республики в Новый Орлеан, затонуло 5 ноября 1979 года в Мексиканском заливе. И ещё один снимок причалов, но уже середины 1970-х — датирую так, ибо в центре Соломбалы уже возвышаются пяти- и девятиэтажные дома. Как видите, под подгрузкой стоит сразу несколько судов. Одно из них — архангельская «Петрокрепость», чуть ближе — судно под греческим флагом: В заключение путешествия по бирже — снимок начала 1970-х годов, сделанный с башенного крана: С появлением на кранов трудоёмкость биржевских работ уменьшилась в разы, так как пакеты досок после доставки вагонетками и автолесовозами сразу же складывались в штабеля, которые после сушки опять же кранами разбирались. Правда, после сушки пакеты всё равно приходилось вручную перебирать — для сортировки и отбраковки досок. Тем не менее потребность в рабочей силе значительно сократилась и количества кадровых рабочих стало хватать — даже в самые авральные летние месяцы. Пройдёт ещё пять лет и потребность в рабочей силе снова сократиться, так как будут построены установки камерной сушки, линии обработки, автоматизированные линии сортировки и пакетирования экспортных пиломатериалов, склады для их хранения и новые, уже железобетонные причалы. О чём свидетельствует снимок Кирилла Немудрого, заимствованный мной со страницы Олега Кулешова в ЖЖ. А кардинально и бесповоротно вопрос с трудоёмкостью работ и потребностью в рабочей силе был решён в постсоветское время — её, эту силу, просто-напросто выставили за ворота, так как«эффективные менеджеры» умело обанкротили и разорили Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Да и не только его, но и соседний ЦБК, и ещё не один десяток предприятий Архангельска. _____________________________________________________Предыдущий пост - Фото Маши Комаровой |
|
Всего комментариев: 0 | |