Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

13:17
Булычёв против «Надежды»

8 марта в сообщении На «Двине» по Двине... рассказывалось о деятельности «Северо-Двинского пароходного общества», одним из учредителей которого был купец 1-й гильдии Филипп Тихонович Булычёв.

Ф. Т. Булычёв (1801–1874)

Из архивных источников мне стало известно, что ещё до учреждения пароходного общества этот купец ежегодно с Ношульской и Быковской пристаней на Лузе (притоке реки Юг) отправлял в Архангельск барки с вятскими товарами - хлебом, пенькой, салом, кожами, льном.

При этом страховал их в компании «Надежда» (официальное название — Санкт-Петербургская компания морского, речного и сухопутного страхования под фирмою «Надежда»). И как свидетельствует одно из архивных дел, купец в споре с ней даже сумел выиграть судебное дело. Правда, после длительных тяжб, которые начались после следующего события:

1 мая 1856 года караван купеческих барок вслед за ледоходом и по большой воде отправился привычным маршрутом по рекам Лузе, Юг и Северной Двине. Три из них принадлежали Булычёву, и в них купец отправил в Архангельск «яшневые семена и рожь» на 27275 рублей. При этом 19 апреля застраховал барки и груз на 20456 рублей. А в полис по настоянию представителя страховой компании были включены такие пункты:

Суда с застрахованными имуществами должны быть отправляемы в путь немедленно по нагрузке, если погода не препятствует, и, следуя до места назначения, должны останавливаться не иначе, как только в необходимых случаях или по приказанию начальства, но они не должны проплывать устья реки Вычегды до ее вскрытия ото льда.

В случае несчастия, происшедшего от бури, крушения, нечаянного удара, от льда, молнии или пожара, компания ответствует соразмерно принятой на страх ценности за все убытки, понесенные страхователем.

5 мая караван проследовал мимо очистившегося ото льда устья Вычегды и утром 13 числа достиг Архангельска. Причём одновременно с повторным ледоходом, вернее, с вынесенными с Пинеги льдинами, одна из которых проломила булычёвской барке борт. Она вместе с товаром затонула, и убыток купца, по его подсчёту, составил 8039 рублей 10 копеек.

Архангельский представитель «Надежды» отказался выплатить эту сумму, его поддержало и руководство компании. Аргумент был таким: барки Булычёва проследовали мимо устья Вычегды до её полного вскрытия ото льда.

Булычёв, конечно же, обратился в Архангельский коммерческий суд с иском, в котором отмечал, что на всем протяжении от реки Лузы до Пинеги караван барок шёл по совершенно свободной ото льда воде, и что «ни он, ни другие купцы не могли, остановив барки у чистого ото льда устья Вычегды, неизвестно, сколько времени ждать, когда она на всем своем 900-верстном протяжении вскроется. Равно как ее притоки».

Доказывая свою правоту, Филипп Булычёв предоставил суду следующие бумаги:

1. Выписку из журнала Архангельского магистрата, из которой следовало, что «река Вычегда и нижние ее части вскрылись ото льда до 1 мая 1856 года и что, по заключению магистрата, барка Булычева была разбита льдом, несшимся из реки Пинеги, а не из Вычегды».

2. Удостоверение Устьсысольского земского суда о том, что «в Устьсысольском уезде в 1856 году Вычегда с вскрылась лишь 3 мая и посему лед не мог нагнать барку Булычева и причинить ей вред».

3. Удостоверение Яренского земского суда о том, что «в 1856 году Вычегда вскрылась в Яренском уезде 6 мая».

4. Свидетельство Сольвычегодского земского суда о том, что «в 1856 году Вычегда с вскрылась в Сольвычегодском уезде до 1 мая».

5. Отношение Сольвычегодского городничего о том, что «в 1856 году Вычегда вблизи Сольвычегодска очистилась ото льда 29 апреля».

6. Удостоверение 16 вятских купцов, что «по Двине сплав барок с грузом при осадке 9 четвертей возможен лишь короткое время весною немедленно по вскрытии и очищению реки Двины ото льда».

А правление компании «Надежда» в доказательство того, что Булычёв, пройдя с барками устье Вычегды 5 мая, нарушил условие страхового полиса, представило суду уведомление устьсысольского земского исправника и свидетельство начальника VI дистанции IV отделения II округа путей сообщения о том, что «в 1856 году Вычегда под Устьсысольском очистилась ото льда лишь 6 мая». То есть спустя день после того, как барки Булычёва миновали устье данной реки. Следовательно, купец нарушил пункт полиса, где записано: «не должны проплывать устья реки Вычегды до ее вскрытия ото льда».

Таким образом, суду предстояло разобраться со смыслом словосочетаний «вскрытие реки» и «очищение реки» и с особенностями ледохода на Вычегде в 1856 году, когда нижний её участок (в пределах Сольвычегодского уезда, включая устье) освободился ото льда ранее других (в пределах Яренского и Устьсысольского уездов).

На сбор сторонами судебной тяжбы вышеупомянутых бумаг и изучение всех обстоятельств дела ушло очень много времени, поэтому только спустя три года после крушения на Северной Двине — 28 июля 1859-го — коммерческий суд обязал компанию «Надежда» выплатить Булычёву упомянутую сумму убытка с набежавшими за прошедшее время процентами (8039 рублей 10 копеек плюс 6% от от этой суммы).

Сразу же после того, как в Петербург из Архангельска пришло решение суда, поверенный компании «Надежда» коллежский ассесор Петерс подал в Правительствующий Сенат апелляционную жалобу, в которой просил «решение коммерческого суда отменить и, освободив компанию от присужденного с нее взыскания, отказать истцу Булычеву в неправильно предъявленном им иске».

Теперь в смысловых оттенках русских слов и в вопросах прохождения ледохода на северных реках пришлось разбираться членам Правительствующего Сената и обер-прокурору его 4-го (апелляционного) департамента — действительному тайному советнику Николаю Петровичу Семёнову (кстати, не только государственному деятелю, но и писателю, и переводчику).

Н.П. Семёнов (1823-1904)

Поэтому в столицу были затребованы все материалы судебного дела. Рассмотрев их содержание, члены 4-го департамента Правительствующего Сената, большинством голосов приняли решение:

...В полисе было условлено не проплывать устья Вычегды до вскрытия, а не до совершенно полного очищения ее ото льда. Посему нельзя признать Булычева нарушившим условие полиса, когда лед остался лишь в одной средней части реки, а верховья и нижняя не только вскрылась, но и совершенно очистилась. Кроме того, Булычев в проводе своих барок следовал в караване других,которые проплыли устье без всякой остановки со стороны компании «Надежда» и прибыли к месту назначения благополучно.

По всем вышеизложенным соображениям компания «Надежда» обязана вознаградить Булычева за гибель барки.

Это решение 4-го департамента было утверждено на общем собрании сенаторов, после чего компании «Надежда» апеллировать больше было не к кому. Но выплатив Филиппу Булычёву 8521 рубль 44 копейки, страховая компания сильно не обеднела, наоборот, последующий период — с 1860 по 1875 год — оказался для компании поистине «золотым»: сумма дивидендов, выплаченных пайщикам, составила 1 850 000 рублей — около 23% в год на акцию.

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - Кашалот и Лайский Док

Следующий пост - Нереализованный проект

Просмотров: 658 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: