18:59 Девочка из барака номер 7 |
О Бакарице, резком увеличении населения около одноимённой деревни (до 25 тысяч человек) в связи с созданием в годы Первой мировой войны нового погрузочно-разгрузочного района Архангельского порта и работами по перешивке московской железнодорожной линии на широкую колею мне уже доводилось сообщать. Дополняя ранее сказанное, замечу, что вышеуказанные обстоятельства привели в появлению вблизи деревни барачных посёлков, где жили занятые на указанных работах, а с началом Гражданской войны - и так называемых мичиганских бараков, где разместились американские интервенты. На половой состав обитателей бараков, понятно, сказались условия военного времени, что обусловило привлечение на ранее сугубо мужские работы женщин, например, на обслуживание и ремонт железнодорожных путей. Об этом свидетельствуют фотоснимки тех лет: Однако работа (пусть и тяжёлая) - работой, а жизнь тем не менее шла своим чередом. А следовательно, у обитательниц бакарицких бараков появлялись дети, прокормить которых с каждым годом становилось всё труднее. Когда же в период интервенции жизнь в Архангельске стала совсем невыносимой (особенно для тех кто, существовал только на получаемые по карточкам продукты), отчаявшиеся одинокие женщины в худшем случае, подкидывали детей (оставляя у дверей домов и квартир), в лучшем - отдавали их приюты.
Несколько по-иному поступила другая женщина - 27 октября 1918 года газета "Северное утро" опубликовала её объявление следующего содержания:
"Девочку 5-ти мес. желаю отдать на воспитание или в дочери. Адрес: Станция Бакарица, железнодорожный барак № 7."
Остаётся только гадать, откликнулся ли кто-нибудь в то суровое время на немыслимое в недавнем прошлом объявление и как сложилась судьба девочки из барака № 7. Но определённо можно сказать о другом: никто из читателей газеты не удивился его содержанию и, видимо, не стал осуждать женщину, всё "богатство" которой заключалось в её рабочей одежде, койке в бараке и, вероятно, котомке с самым необходимым.
В дополнение - ещё один снимок периода Первой мировой войны, на котором запечатлены женщины, работавшие на заготовке дров для железной дороги, и их сыновья, судьбы которых, видимо, по крайней мере на тот момент сложились лучше, чем у девочки из бакарицкого барака.
P.S. В той же газете, но за другие даты, встретились ещё два похожих объявления:
Предыдущий пост -
Архангельский "министр финансов"
Следующий пост -
Коровы на кошке и Фомы неверующие
|
|
Всего комментариев: 0 | |