18:37 Долгий мост |
27 февраля 1869 года архангельский губернатор Сергей Гагарин на заседании губернского правления сообщил о пренеприятной новости — о намеченном на май-июнь приезде в Архангельск великого князя Алексея Александровича. Уведомив, что в уезды уже посланы приказы о срочном приведении в порядок столичного тракта и благоустройстве прилегающих к нему деревень, Гагарин спросил вызванных на заседание архангельского уездного исправника Петра Покотило и губернского архитектора Матвея Кармина: «А что будем делать с Долгим мостом? Дотянули...» Великий князь Алексей Александрович
Здесь следует пояснить, что Долгий мост протяженностью 800 саженей (1700 метров), находившийся на участке столичного тракта между деревнями Варавино и Жаровихой, планировалось отремонтировать еще в 1867 году. Ибо он, спешно построенный в 1858-м к приезду Александра II, не только обветшал, но и был недостаточно высоким. А так как местность, где стоял мост, была низменной, то его проезжая часть ежегодно в паводок заливалась. Вследствие чего прерывалось движение на тракте. И если местные жители относились к этому факту по привычке спокойно, то у сына императора непредвиденная остановка могла вызвать высочайший гнев.
Плотников выстроил только 170 сажен и теперь работы прекращает, потому что нет нисколько лесу, а чтобы на остальном пространстве 630 сажен устроить настил к Высочайшему приезду и думать нельзя, ибо нет в заготовке лесу, а, как пояснил Плотников, хочет то пространство покрыть песком. Если на всем Долгом мосте насыпет песку толщиною в самых худых местах на четверть аршина, то разве только тогда можно ожидать исправности тракта в этом месте, да и то при первом сильном дожде нельзя ожидать удовлетворительности дороги...
В заключение исправник попросил разрешить купцу вырубить лес между упомянутыми деревнями. И хотя вдоль дорог заготавливать лес категорически запрещалось, Гагарин в виде исключения в связи с авральным характером работ всё же дал добро.
Плотников в настоящее время окончил собственно мост на протяжении 170 сажен и сделал временного настила только 45 сажен, и за тем работ более не производит за израсходованием лесных материалов (хотя их было достаточно), а для удобности езды по дороге приступил к рассыпке песку в выбоинах и ямах...
Далее Кармин пояснил, что «эти работы заведомо зряшные, ибо рабочие песок насыпают на неразобранный прогнивший старый настил». Но, несмотря на «зряшность» большей части выполненных работ и отсутствие канав, мост через неделю был принят и означенная в договоре сумма полностью выплачена.
Проезд хотя и безопасен, но чрезвычайно тряский, потому что успели засыпать щепой только самые значительные ямы, старый настил не представляет собой ровной поверхности, почему я распорядился те из положенных на него жердей, которые выпученные, сошлихтовать (сострогать. — М.Л.), а 42 вновь привезенные кучи песку по нему рассыпать... В ответ Гагарин, предупредив, что «тряска недопустима», приказал выложить по всей длине моста настил из досок. Хотя наверняка сознавал, что к приезду августейшей особы не успеть. Об этом же известил архитектор Кармин, предложивший единственно возможный, на его взгляд, выход: По неможности достроить в срок предлагаю частично изготовить временный настил из рыбин (днищ отслуживших своё речных барок. — М.Л.), кои переносить по мере продвижения по Долгому мосту Высочайшего экипажа.
Ничего иного никто предложить не смог, и поэтому инициативу Кармина одобрили. И если бы она реализовалась, зрелище было бы прелюбопытное: медленно двигающиеся кареты великого князя и его сопровождения, подобно муравьям снующие вдоль моста с днищами на плечах крестьяне и командующие ими чиновники.
Предыдущий пост - Хлеб из Германии var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } } |
|
Всего комментариев: 0 | |