Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:53
Дом Латухиных

Так сложилось, что из всех домов, в которых в разное время жили в Архангельске мои бабушка и дед, уцелел лишь один - дом № 17 по улице Сибирякова (бывшей Набережной реки Соломбалки) на Банном острове Соломбалы, который первоначально был двухэтажным:

А поселились они в нём вследствие следующих обстоятельств. Я уже сообщал, что дед, Василий Павлович, в 1911-1916 годах работал у купчихи Ольги Кротовой (сестры братьев Мерзлютиных) как в её магазинах, так и в каменных складах, которые примыкали к их особняку и располагались вдоль Архиерейской (ныне Урицкого) улицы. Поэтому место жительства было выбрано сравнительно недалеко — снимали часть дома по Печорской (Выучейского) улице. Но когда деда в 1916 году мобилизовали на Первую мировую войну, бабушка, Мария Леонтьевна, решила с двумя малолетними сыновьями вернуться в Соломбалу, где до замужества работала на лесозаводе Макарова и где у неё было много знакомых. И прежде всего Латухины, которые на тот момент только что построили новый дом на Набережной реки Соломбалки. Они и предложили бабушке занять его первый этаж.

Дед, вернувшийся с войны в начале 1918 года, прожил по новому адресу лишь несколько месяцев — вновь был призван — на этот раз в Красную Армию. А в августе началась интервенция, и он оказался по другую сторону фронта. Этот факт, конечно, не остался незамеченным белыми властями — бабушку лишили выдававшегося по карточкам месячного пайка: 10 фунтов муки на ребёнка, 15 фунтов на взрослого, по два фунта овса, одному фунту селедки и четверти фунта чая.

Вслед за занесением в «чёрный список» пришло новое горе: от завезённой интервентами эпидемии «испанки» умерли сыновья — Александр и Павел. Но 20 октября родился ещё один — Михаил. И тут уж помогли выжить хозяева дома — делились, чем могли.

А с возвращением красных пришло время их отблагодарить. Так как по меркам того времени Латухины были признаны богатыми, а значит, теперь они стали лишенцами. То есть были лишены избирательных прав, да и возможности получать продовольствие по карточкам. И тут, конечно, выручал мой дед, после демобилизации вновь работавший в торговле.

С началом НЭПа карточки ушли в прошлое: были бы деньги и купить можно было практически всё. Но не столько из-за денег Латухины решили продать свой дом — скорее всего, полагали, что их в будущем смогут уплотнить, то есть в приказном порядке кого-либо дополнительно подселить. А подобное уплотнение проводилось не только после Октября 1917-го, но и ранее — в предреволюционном Архангельске 1914-1916 годов, власти которого в связи с резким увеличением в период войны численности населения и «квартирного голода» узаконили эту непопулярную, но вынужденную меру.

В общем, этот дом Латухиными был продан, а взамен был куплен другой, поменьше, одноэтажный — в Кузнечихе, на Карельской улице. А мои бабушка и дед переехали на Краснофлотскую улицу. но знакомство и хорошие взаимоотношения не были прерваны. Часто бывали друг у друга в гостях, а в 1948-192 годах моя мама, Ольга Васильевна, работавшая в ту пору на трикотажной фабрике, нередко ночевала у Латухиных на Карельской. Так как вторая смена закачивалась как раз тогда, когда наплавной мост через реку Кузнечиху для прохода судов и плотов разводился. И в Соломбалу было невозможно ночью попасть.

Да и я с бабушкой в конце 1950х—начале 1960-х частенько бывал в гостях у Латухиных — в старой, ещё сплошь деревянной Кузнечихе. А в 1979 году во время преддипломной практики в ЦНИИМЭ (Центральном научно-исследовательском институте механизации и электрофикации лесной промышленности, г. Химки) я, конечно, нашёл внука Латухиных, уроженца Кузнечихи (13.09.1929) — Виктора Павловича Тюкавина, кандидата технических наук, на тот момент руководителя одной из институтских лабораторий. И передал приветы с родной для него архангельской земли. Он в этом году посещал свою страницу в соцсети «Мой мир», а это значит, что находится в здравии.

В заключение, возвращаясь к соломбальскому дому Латухиных, скажу, что у него неоднократно менялись хозяева и жители, первый этаж после войны был заколочен, внешний вид, конечно, далеко не образцовый, однако от первых владельцев кое-что осталось — например, лепнина на потолке:

______________________________________________________

______________________________________________________

Предыдущий пост - Покупайте обязательства!

Следующий пост - Дом Кочнёвых

Просмотров: 770 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска, Фотолетопись Архангелска, История Соломбалы, Фотолетопись Соломбалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: