12:51 «Духовным» топором по памятной доске |
Найденная мной в подшивке газеты «Архангельск» за 1913 год публикация свидетельствует о том, то царские и церковные власти и через два с лишним века после мученической казни старообрядческого протопопа Аввакума продолжали бороться с ним, в частности, запретили установить на месте его сожжения памятный крест. Более того, отправленная в столицу на утверждение мемориальная доска с одобрения департамента духовых дел и приказу министра внутренних дел была разбита. И, видимо, для устрашения старообрядцев именно в таком виде была возвращена подателю соответствующего ходатайства. Вот как об этом говорилось в газетной публикации: Среди виднейших представителей московского старообрядчества большое волнение вызвали полученные подробности истории неразрешения бывшим министром внутренних дел Макаровым водружения креста над могилой протопопа Аввакума в селе Пустозерске Архангельской губернии. До сих пор над могилой сожженного протопопа Аввакума стоял крест, который за ветхостью недавно был перенесен в сельский храм, а металлическая доска, бывшая на кресте, сдана в церковный архив. По постановлению целого ряда старообрядческих съездов, один из старообрядческих деятелей — И.С. Жмаев — был уполномочен возбудить ходатайство о разрешении заменить обветшалый крест другим. На это ходатайство, по словам «Русской Молвы», последовал приказ, который текстуально гласит следующее:
Архангельское губернское правление.
Вследствие отношения департамента духовных дел от 30 марта за № 2875, объявить И.С. Жмаеву, что по докладу господину Министру внутренних дел возбужденного им ходатайства о разрешении постановки в селе Пустозерске на месте сожжения протопопа Аввакума памятника в виде креста с особой надписью, его Превосходительство принял во внимание, что названное лицо было подвергнуто казни независимо от религиозных воззрений, как государственный преступник «за великие на царский дух хулы», признал приведенное ходатайство неподлежащим удовлетворению. Препровождаемую в отдельной посылке, разбитую на 13 частей доску вручить Жмаеву. Доска оказалась действительно разбитой на 13 частей, по-видимому, ударом топора, причем удары наносились с таким расчетом, чтобы главным образом уничтожить текст, который гласил буквально следующее: «Сей святый животворящiй крестъ Господенъ водруженъ на мѣсте сожженiя святильника Христова, многострадального протопопа Аввакума съ братiей по постановленiю Всероссiйского съѣзда старообрядцевъ, прiемлющих священство Бѣлокриницкой Иерархiи, в 1910 г.» Со времени этой публикации прошло более ста лет до того момента, когда 11 августа 2016 года на сайте NEWSru.com появилась следующая информация: В здании администрации Президента РФ в Москве состоялась встреча первого заместителя руководителя администрации президента РФ Вячеслава Володина с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием, председателем Российского совета Древлеправославной поморской церкви Олегом Розановым и координатором межстарообрядческой рабочей группы доктором философских наук профессором Михаилом Шаховым, сообщает в четверг «Благовест-инфо». Как отмечается в информации сайта РПСЦ, на встрече обсуждались вопросы подготовки мероприятий к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году, а также сохранения культурного наследия старообрядчества, развития и укрепления культурных связей со старообрядческими общинами в зарубежных странах. Напомним, что на Освященном соборе РПСЦ, состоявшемся в Москве в октябре минувшего года, обсуждалась программа торжеств, которые намечено провести в рамках 400-летия священномученика протопопа Аввакума. Оно будет отмечаться в 2020 году. Согласно решению собора, старообрядцы хотят поставить вопрос об установке мемориальной доски, посвященной памяти протопопа, на Казанском соборе Красной площади в Москве, а также обратиться к Институту русской литературы с просьбой издать полное собрание сочинений Аввакума. Наряду с этим решено установить в селе Григорово Нижегородской области, на малой родине протопопа, часовню, посвященную ему, а на месте его сожжения в Пустозерске (Ненецкий автономный округ) — памятный крест... Пока же на этом месте - вот такая памятная доска, которую, надеюсь, нынешние ортодоксальные ревнители официальной церкви и «царского духа» не разрубят топором на куски, как это сделали их предшественники столетие тому назад... ______________________________________________________Предыдущий пост - «Бунт монахинь» - продолжение и последствия Следующий пост - Пожарище августа 1936-го |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||