Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

20:41
Эпидемия пожаров 1913-го

О случившемся в июле 1913 года пожаре на лесозаводе Карла Стюарта я сообщал совсем недавно. При этом заметил, что он был далеко не первым крупным огненным бедствием на предприятиях Архангельска в то лето. Что порождало слухи о их преднамеренности - дабы получить страховые выплаты. В пользу такого предположения свидетельствовал тот факт, что причины пожаров так и не были установлены. Несмотря на усилия представителей страховых обществ, которые требовали у руководства городской полиции надлежащего расследования. Но безуспешно. Поэтому столичные конторы страховых обществ наверняка пожалели, что связались с архангельскими предпринимателями. Именно об этом и сообщала газета «Архангельск», известив своих читателей об очередном пожаре - на этот раз на канатной фабрике купца Клафтона:

Нынешним летом грандиозные пожары заводов приняли какой-то эпидемический характер. Менее чем за два месяца в Архангельске и его окрестностях произошли пять пожаров заводов и лесных бирж и один пожар биржи в Онеге — итого шесть грандиозных пожаров, а конец пожарного сезона еще далеко.

Между тем, уже и теперь страховые общества понесли от этих пожаров до 3000000 рублей убытка.

В ночь на вчерашний день сгорела до основания со всеми машинами, готовыми и сырыми материалами (канатами, веревками, снастями, пенькой, паклей, смолой и прочим) канатная фабрика Э.Я. Клафтона, основанная его прадедом в 1827 году и являющаяся самой старинной фабрикой в Архангельске.

Фабрика г. Клафтона находилась на углу Петербургского проспекта и Успенской улицы в глубине всего квартала от Петербургского до Костромского проспекта. Первоначально огонь показался в 12½ часов ночи в средине прядильни и по ее досчатой в столбах постройке и массе другого горючего материала быстро распространился во всю длину здания.

Со здания прядильни огонь быстро перешел внутрь кладовых с материалами, но выбиться огню из этого здания наружу долго мешали железные крыша и двери и оштукатуренные стены, из которых две стены (на Петербургский пр. и боковая против дома владельца завода г. Клафтона) были даже обиты листовым железом.

С тою же быстротою огонь захватил склады смолы, находившиеся около кочегарки; повалил густой дым, освященный огнем, - зрелище получилось страшное и красивое, напоминавшее собою пожар Сольного буяна, бывший в 1909 году.

С каланчи городской полиции раздались заунывные звуки набатного колокола поздно. Первой прибыла на пожар команда второй части, затем с некоторым запозданием, резерв и со значительным запозданием команда первой части. За резервом прибыл багровый ход вольно-пожарного общества и часть дружинников, а через час на пожар дружина была уже почти в полном составе и, кроме того, прибыли дружины Соломбальского общества и Кегостровское отделение этой дружины.

По прибытии пожарных частей тотчас же были пущены четыре шланга от городского водопровода и ручные трубы. Между тем, огонь перешел со здания прядильни на близко стоявшие амбар и каретник. Здания эти сгорели до основания, но находившиеся в них экипажи, лошадь и корову успели вывести.

Первое время оказывал большую услугу в деле тушения довольно глубокий колодец, находящийся во дворе Клафтон, но, к сожалению, вода из него была скоро выкачена. Второй же колодец в другом дворе владельца завода, за дальним расстоянием, подавал лишь слишком слабую струю воды.

К 3-м часам здание прядильни представляло из себя груды догоравших головней и кучи угля, тянувшиеся длинной огненной лентой на расстоянии 300-350 сажен.

В это время прогорела крыша на угловом здании, а вырвавшийся столб пламени снова ярко осветил окрестность. Немедленно приступили к разломке здания, что к 4 часам утра и было закончено.

В 5 часов утра был сигнал о роспуске вольно-пожарных дружин и на пожарище заливать остатки остались лишь городские пожарные команды. Вчера днем остатки от пожара еще догорали, а на месте дежурили и работали по очереди городские пожарный команды.

Убытки от пожара очень велики, но пока еще не приведены в известность. Во всяком случае убыток не ниже 75000 рублей.

Эта статья была опубликована 13 августа, а двумя днями ранее газета сообщила о предыдущем архангельском пожаре — на лесозаводе братьев Рыниных. Причём в заключительной части заметки говорилось:

Завод и биржа застрахованы в обществах «Россия» и «Саламандра». Убытки пока не выяснены, но передают, что они достигают ½ миллиона рублей. О причинах пожара полицией производится дознание.

Но и оно закончилось безрезультатно. Поэтому пожарная эпидемия 1913-го в Архангельске продолжилась, а убытки страховых обществ день ото дня умножались...

Возвращаясь к пожару канатной фабрики, скажу, что накануне его городские власти настойчиво предлагали Клафтону (причём за бюджетные деньги) реконструировать своё предприятие, перегораживавшее Новгородский проспект. Но, видимо, страховая выплата оказалась больше, чем бюджетная компенсация...

______________________________________________________

Предыдущий пост - Белое прошлое Алексея Гемпа

Следующий пост - За час — от арестов к внушению

Просмотров: 1365 | Добавил: Bannostrov | Теги: Фотолетопись Архангельска, пожары, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: