Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

09:57
Глазенап и защитные валы

22 января текущего года в сообщении Вал Глазенапа я рассказал о противопаводковом защитном сооружении, возведённом на Банном острове Соломбалы по приказу архангельского военного губернатора (генерал-губернатора) Богдана Александровича Глазенапа. и при этом процитировал два абзаца из книги Степана Фёдоровичи Огородникова «История Архангельского порта», изданной в 1875 году:

Так как главное неудобство Архангельского адмиралтейства в естественном отношении, равно и Соломбалы, заключалась в ежегодном покрытии их весеннею водою, при вскрытии от льда Двины, то для сохранения адмиралтейства и самого селения от ледохода Б.А. Глазенап пришел к счастливой мысли оградить берега Двины, Кузнечихи и Курьи насыпным валом, материалом для которого кроме песчаного балласта, привозящегося ежегодно на иностранных кораблях, с успехом мог служить грунт, вынимаемый для углубления рек Соломбалки и Курьи. Сделанные в 1859 г. измерения показали, что длина вала, необходимого для защиты селения, должна быть немного более 4 т. саж. Наибольшая же высота его по нивеллировке должна достигать 13 ф., но таких низменных мест оказалось очень немного; средняя же высота вала предполагалась в 10 фут.

Подобный вал начали возводить в том же 1859 г. по берегу Кузнечихи против дома главного командира и лесного адмиралтейства. Средняя его высота до 5 ф. Вал этот вскоре показал всю всю целесообразность его устройства, и служит поныне хорошею защитою для Банного острова от ледохода...

Далее я сообщил, что в детстве успел не только застать «в живых" остатки этого вала, но и по ним походить. Что же касается подобных защитных сооружений, которые бы ограждали берега Двины, Курьи и Соломбалки, то, как оказалось, они не были возведены по той только причине, что в 1860 году Глазенап получил новое назначение — главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Николаева. А о том, что его намерения продолжить возведения защитных валов были бы реализованы (если бы не это назначение) свидетельствует случайно найденная в областном архиве переписка между женой отставного унтер-офицера Марфой Алфёровой, Глазенапом и Комиссией по улучшению Соломбальского селения.

Ранее я уже говорил, что всё происходившее в Соломбале замыкалось на проживавших в ней военных губернаторов, поэтому с прошением разрешить построить новый дом на набережной Курьи (ныне улице Краснофлотской/Адмиралтейской) унтер-офицерская жена обратилась непосредственно к Глазенапу. А поскольку новый дом появился бы там, где губернатор намеревался вскоре возвести вал, то он 10 октября 1859 года поручил вышеупомянутой Комиссии выяснить следующее:

Прошу Комиссию удостовериться, останется ли место для устройства вала на берегу реки Курьи, если Алферовой дозволить построить дом по красной черте по набережной. Нужны места для вала и, кроме того, для проезда.

Здесь следует сказать, что Комиссия по улучшению Соломбальского селения состояла из четырёх человек: полковника Харитонова (председателя), соломбальского полицмейстера подполковника Пупкова, капитана 2-го ранга Сверчкова и инженер-подпоручика Фольшина.

Обследовав оба берега, они в рапорте от 24 октября сообщили:

По осмотру Комиссия отмечает, что берега реки Курьи от Никольского моста до Бардуковой улицы местами поддерживается уцелевшими сваями, а далее сей улицы уже не укреплены, почему ежегодно обрушиваются при вскрытии реки и чрез это самое дороги по набережной постоянно делаются уже.

Набережная при укрепленном береге от гребня откоса до линии строений ровная и притом дороги на ширине 3-х сажен вымощены, а при таковом же неукрепленном очень неправильная и низменная, так что окончание более возвышенной местности находится в близком расстоянии от существующих домов, и поскольку в случае устройства вала вышиною над горизонтом воды, бывшей в 1858 году, а толщиною в основании 3½ сажени постройку Алферовой нового дома по красной черте дозволить нельзя, потому что не будет свободного проезда. Причем и прочие строения от Бардуковой улицы понадобится отнести от берега. Если же провести валы ближе к берегу, то в том случае дом можно построить. И при устройстве валов потребуется на низменных местах дополнительно под них сделать подсыпку земли от до 1 аршина...

Глазенап, контролировавший в те дни устройство защитного вала на Банном острове вдоль реки Кузнечихи, конечно же, побывал на берегах Курьи, где вместе с членами Комиссии обсудил два варианта возведения валов — «ближе к домам или ближе к реке». Выбрали второй, хотя объём земляных работ при нём, понятно, увеличивался, но зато не надо было отодвигать от реки уже стоявшие дома, да и частично засыпать вымощенные булыжником дороги. Поэтому 27 октября военный губернатор на прошении унтер-офицерской жены оставил краткую резолюцию «Разрешить», а инженер-подпоручику Фольшину приказал к весне подготовить проекты валов и составить сметы на их возведение и реконструкцию мостов через Курью. И по возможности заняться предварительной проработкой проектов аналогичных валов по берегам Соломбалки (той настоящей, большая часть которой ещё не была засыпана) и Двины.

И если бы Богдан Александрович Глазенап оставался бы на должности архангельского военного губернатора ещё года три, то облик Соломбалы сильно бы преобразился. Например, берега Курьи (ныне Соломбалки) с появлением на них валов изменились бы, видимо, так:

А все соломбальские острова стали бы похожи на голландские польдеры - низменные острова, окруженные защитными валами-дамбами:

Которые строились следующим образом:

В заключение — снимок Соломбалы, на котором стрелкой показаны остатки «Вала Глазенапа», ещё совсем недавно существовавшие:

_____________________________________________________

Предыдущий пост - Вышка над Соломбалой

Просмотров: 303 | Добавил: Bannostrov | Теги: История Архангельска, Фотолетопись Архангельска, Фотолетопись Соломбалы, История Соломбалы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: