Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

17:41
«Горючий» человек

26 декабря прошлого года я рассказал об эпидемии пожаров лета 1913 года, в течение которого сгорели несколько предприятий Архангельска. Причём эти пожары, как считали многие архангелогородцы, произошли неслучайно. Более того, были и те, кто утверждал, что их причиной были преднамеренные поджоги — с целью получить немалые страховые выплаты.

Следует сказать, что, пожалуй, не было ни одного лета (из числа предреволюционных) когда в районе Архангельска не сгорел хотя бы один лесозавод или лесобиржа, которые, конечно, были застрахованы. Не стал исключением и 1915-й год, в мае-июне которого на подобных предприятиях случилось подряд три пожара.

Так, накануне праздничных церковных дней — 9 (по старому стилю) мая загорелась биржа лесозавода «Товарищества М. Кыркалова». Пламя на удивление быстро распространилось по её территории — штабели досок горели, как свечки. А как нарочно усилившийся ветер разносил горящие головёшки на десятки метров. Как результат, через час биржа представляла собой море огня, ограниченное с одной стороны берегом Северной Двины, с другой — Почтовым трактом (ныне Ленинградским проспектом).

Пытаться потушить пожар уже было бесполезно, поэтому прибывшие из города пожарные приложили все усилия на то, чтобы отстоять находившиеся на другой стороне тракта дома. Да и весь жилой квартал, называвшийся Быком. Локализовать пожар удалось только тогда, когда на помощь подошли пароходы, которые не допустили продвижение огненного вала в сторону города.

Причину пожара, как и в 1913 году, также не установили. Но дежуривший на каланче пожарный утверждал, что «пламя на бирже показалось одновременно в четырёх местах». Примечателен и такой факт: когда заметившие пожар кегостровские пожарные попросили капитана стояшего у острова парохода Кыркалова перевести их через реку, то получили категорический отказ — мол, на пожар добирайтесь на своих лодках.

Владелец лесозавода — Мартемьян Кузьмич Кыркалов — оценил убыток в 900 тысяч рублей, хотя знающие люди утверждали, что он вдвое завышен. А была застрахована лесобиржа на 772 тысячи. Этот факт породил новые слухи о преднамеренном поджоге. Об этом же, но предельно осторожно писали и архангельские газеты. Например, редакция газеты «Северное утро» поместила фельетон, автором которого был Абориген:

Я живу в Архангельске лет двадцать пять и не встречал до сих пор человека более несчастного, как Крысан Нетыч Рыкалов. Безжалостная судьба преследует его прямо по пятам. Если у других бывают иногда несчастья вроде потопа, града и мора, то в этом отношении у Крысана Нетыча неизменно всегда одно и тоже несчастье: ПОЖАР. Очень уж он «горючий» человек.

Не горела у него разве только одна шапка на собственной голове, да и то еще подлежит большому сомнению, так как такие пожары бывают обыкновенно в большой тайне и покрываются мраком неизвестности.

И за что это его Господь карает!

Яркая звезда Крысана Нетыча взошла на нашем горизонте, если не ошибаюсь, лет пятнадцать тому назад и с тех пор из года в год горит ярким пламенем пожаров. Нет у другого столько волос на голове, сколько у Крысана Нетыча было пожаров!

В первые же годы, как только Крысан Нетыч обосновался в Архангельске, сгорели один за другим лесопильные заводы: один к югу от города, а другой - к северу. Сгорел ли этот последний завод несвоевременно или же были на то какие-то другие причины, но тут последовал долгий промежуток времени, а потом дело пошло быстрее и началась целая серия — один за другим — пожаров: мельница, завод и биржа в Сибири (операция, как говорят, неудачная), лесная биржа к северу от города и четыре пожара в одном и том же месте за городом: кирпичный завод, лесная биржа, дома для служащих и последняя, три раза до того загоравшаяся и, наконец, все-таки сгоревшая казарма для рабочих.

Присутствующие на последнем пожаре соседи Крысана Нетыча занимались не столько помощью попавшему в беду соседу, сколько обсуждением вопроса о том, какому из оставшихся строений Крысана Нетыча суждено по очереди стать жертвою стихии в ближайшее время, причем все пришли к единодушному заключению, что очередь остается за заводом, так как у него все данные для того, чтобы сгореть, да и место уже тем более «обгорелое».

Ведь это надо только подумать — насколько судьба несправедлива к несчастному Крысану Нетычу: семь пожаров (восьмой еще не был) на пятнадцать лет! Это по пол-пожару в год! За пояс заткнул Крысан Нетыч всех американцев и побил мировой рекорд, так как едва ли еще где найдется под луной такой горелый человек.

Всякий другой человек на месте Крысана Нетыча разорился бы в пух и прах или же с горя повесился бы. А Крысану Нетычу хоть бы что! Как с гуся вода!..

______________________________________________________

Предыдущий пост - Смольный Буян — фото

Следующий пост - Театр, Яков Лейн и «слуги народа»

Просмотров: 1077 | Добавил: Bannostrov | Теги: пожары, История Архангельска | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: