Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

18:03
Иннокентий и Няндома

«Многих обессилевших и изнуренных суровым северным климатом везли на лошадях. В Няндоме их разместили по баракам. Они имеют болезненный вид. Большинство из них бедные и ничего при себе не имеют. Босые и с непокрытыми головами перебегают они из барака в вагоны и обратно, Тут же на станции Няндома у одной молдаванки родилась девочка, у другой — мальчик...»

Возможно, кто-то решит, что речь идёт о раскулаченных, высланных в Северный край в годы коллективизации. А лучше знающие историю нашей области, предположат, что выше приведены строчки из рапорта о прибытии в Няндому крестьян, высланных на Север по дореволюционной 58-й статье — «Порочное поведение». Однако эти два предположения неверны, так как упомянутые выше люди покинули свои дома по своей воле. А почему они это сделали, будет сказано немного позднее...

В предреволюционные годы официальная православная церковь переживала несомненный кризис, ибо внутри её один за другим возникали сектантские течения: иоанниты — истовые поклонники Иоанна Кронштадтского, илиодоровцы — почитатели Илиодора (Сергей Трифанова), иннокентьевцы — последователи учения Иннокентия (Ивана Левизора) и другие. Причина их возникновения понятна — церковь, фактически являвшаяся подпоркой царского режима, во всём его оправдывавшая и защищавшая, в принципе не могла адекватно и оперативно реагировать на запросы своей многомиллионной паствы, состоящей в основном из бедного крестьянского населения империи. В этих условиях ответы на злободневные вопросы пытались дать (и небезуспешно) различные проповедники, деятельность которых, конечно, не одобрялась церковными иерархами и Синодом.

И если с авторитетом и влиянием Иоанна Кронштадтского было трудно бороться (несмотря на плохо скрываемые зависть и неприязнь), то с менее известными «деятелями» поступали жестко. Так, упомянутый иеромонах Иннокентий, вдохновитель создания «Нового Иерусалима» — гигантского подземного монастыря в Херсонской губернии, в 1912 году был выслан в Олонецкую губернию, в стоявший на берегу Онежского озера Муромский монастырь.

Многие приверженцы Иннокентия (а это жители Бессарабии и южных украинских губерний) последовали за ним — в основном, по железной дороге до ближайшей к монастырю станции Няндома. И далее — пешком до Онежского озера, где нарушили спокойную жизнь небольшой обители.

Причём поначалу местные власти относились к наплыву паломников спокойно. Но когда их численность превысила все мыслимые размеры (более тысячи), в столицу посыпались запросы: «Что делать?»

Понятно, что эти события не остались незамеченными местной прессой, поэтому в одном из февральских номеров 1913 года газета «Архангельск» писала:

Нам сообщают подробности о путешествии иеромонаха Иннокентия с паломниками к ст. Няндома. На основании этих сведений, можем добавить, что Иннокентий был тайно выкраден из монастыря своими поклонниками, посажен на ковер, и на ковре его несли весь путь. Для ареста был командирован олонецкий (бывший архангельский) вице-губернатор А.Ф. Шидловский со стражниками. Первая попытка отнять Иннокентия от паломников в Каргополе не увенчалась успехом. Окруженный толпой, он продолжал свое тожественное шествие к Няндоме. Стражники плотным кольцом в свою очередь окружили толпу паломников.

Из Петербурга в Няндому был командирован жандармский генерал Касаткин. Из Архангельска выехал начальник Архангельского железнодорожного жандармского управления полковник Е.О. Щербович-Вечор. Из Вологды также были присланы жандармы.

На Няндоме сформирован товарный поезд. Паломники будут отправлены на родину за счет железной дороги. В виду того, что среди паломников много больных и побитых стражниками, железнодорожная больница приготовлена для приема паломников.

Очевидец шествия сообщал: «Тысячная толпа, окружив Иннокентия, медленно двинулась вперед с иконами, крестами и пением „Спаси, господи, люди твоя“. Голодная, закоченевшая от холода масса, шла, как загипнотизированная… многие падали и умирали»

В другой публикации той же газеты, кроме приведённых в самом начале этого сообщения строк, говорилось:

Командированный олонецкий вице-губернатор А.Ф. Шидловский со стражей догнали шествующих уже далеко от монастыря. В момент, когда полиция прорывала цепь поклонников иеромонаха и хотела его уже взять, паломники разом набросились на Иннокентия и повалились на него. Образовалась целая живая груда. Полиции с трудом удалось растащить фанатичных поклонников за ноги.

Вытащенного из-под толпы Иннокентия спросили, куда он идет. Иннокентий с гордостью ответил: «Иду искать новый Сион!»

Иеромонах Иннокентий высокого роста, с черной, как смола, бородой, и на вид имеет около 40 лет. При обыске у него найдена разная церковная утварь, три евангелия, образа, крестики и облачения. Кроме того, при нем найдено около 700 рублей денег. По отзывам паломников, иеромонах - хороший оратор и умеет изгонять бесов.

Так был арестован Иннокентий. А полунагие и полуголодные паломники остались без пастыря. Все они администрацией выселяются на родину.

Около 20 февраля станция Няндома оказалась как бы на военном положении. Везде жандармы, стражники, казаки и толпы молдаван-поклонников Иннокентия.

Из Петербурга командирован для оказания медицинской помощи санитарный отряд в составе д-ра Арбузова и двух сестер милосердия. Ежедневно к станции подходили толпы поклонников, большинство женщины и дети. Среди женщин много религиозных истеричек.

В Няндоме паломников разместили в бараках. В одном из них бараке — более 600 человек. На Няндоме с отъезжающими паломниками встречаются новые партии, направляющиеся к Иннокентию. Таких задержано уже около 100 человек. Паломники весьма набожны. Большинство их бедные и ничего при себе не имеют.

20 февраля с поездом было отправлено 880 человек. На другой день в вагонах-теплушках - 200 человек. Среди паломников, отправленных на родину — в Бессарабию, мать и 5 сестер Иннокентия.

Для производства следствия по делу Иннокентия выехал в Муромский монастырь командированный синодом чиновник особых поручений при Саблере Терновцев.

Так закончились крайне беспокойные для Няндомы и её жителей дни. И на станции вновь воцарилась привычная тишина, изредка нарушаемая стуком колёс и гудками паровозов.

Что же касется Иннокентия, то церковные власти, конечно, не простили конкурента. Поэтому 23 августа 1913 года Синод, рассмотрев дело заключённого в Петрозаводскую тюрьму иеромонаха, принял решение отправить его в «Соловецкий Ставропигиальный первоклассный монастырь, под надзор настоятеля». Там он содержался до 1917 года, революционные события которого сделали его свободным.

Он поехал в Бессарабию, где вновь проповедовал. Но в 1919 году был убит — по словам его недоброжелателей (понятно, каких), одним из приверженцев. Но учение Иннокентия не забыто - его нынешние поклонники (а их несколько тысяч человек) проживают в Украине, в основном недалеко от города Котовска. Встречаются они и в Молдове, и в Румынии. И все трижды в год собираются в «Новом раю» — бывшем монастыре «Новый Иерусалим»...

______________________________________________________ ______________________________________________________

Предыдущий пост - 8 человек - 8 дней... копали...

Следующий пост - 7 литров водки и 0,00015 врача

Просмотров: 1246 | Добавил: Bannostrov | Теги: Няндома, Церковь и религия на Севере, История края | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: