Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:54
Иннокентий на Голгофе

В сообщении «Иннокентий и Няндома» речь шла о церковно инакомыслящем иеромонахе Иннокентии — вдохновителе создания «Нового Иерусалима» — гигантского подземного монастыря в Херсонской губернии, высланном в 1912 году на Север, точнее, в стоявший на берегу Онежского озера Муромский монастырь. А ближайшей к этой обители железнодорожной станцией оказалась Няндома, через которую многие приверженцы Иннокентия (а это жители Бессарабии и южных украинских губерний) последовали за ним.

Паломники прибывали в Няндому сотнями, затем пешком следовали до Онежского озера. Когда численность приверженцев Иннокентия превысила тысячу, толпа освободила своего духовного пастыря и на ковре понесла на железнодорожную станцию. Там Иннокентий был арестован полицией, заключён в тюрьму, а 23 августа 1913 года Синод принял решение отправить его в Соловецкий ставропигиальный монастырь.

Сразу же после того, как приконвоированный иеромонах оказался на Соловках, небывалые ранее проблемы возникли и у настоятеля здешнего монастыря, и у местных властей. Так как поклонники репрессированного духовного диссидента быстро узнали о новом месте его заключения и вновь устремились к нему — опять же по железной дороге, но уже до Архангельска, а далее — на пароходах. Конечно же, обо всём в те дни происходившем не умалчивала местная пресса, например, в одном из июльских номеров газета «Архангельск» сообщала:

Соловецкий монастырь в настоящее время переживает ряд тяжелых минут. С одной стороны, нелады братии монастыря с архимандритом Иоанникием достигли грандиозных размеров. Для расследования этой истории завтра на пароходе «Вера» выезжает в монастырь особая ревизия, в состав которой входит несколько командированных синодом епископов.

Одновременно в скиту Голгофе, где заключен многонашумевший балтский иеромонах Иннокентий, наблюдаются редкие сцены массового психоза на религиозной почве.

Весть о том, что на Голгофе тайно заключен Иннокентий, давно уже достигла его балтский поклонников. Целыми сотнями потянулись они к своему «исцелителю», как называют они иеромонаха Иннокентия.

Добравшись до монастыря, поклонники Иннокентия рассеялись по островам, скрываясь в лесу, чтобы всегда быть при своем «батюшке».

В монастыре сначала не обращали на них никакого внимания, архимандрит монастыря даже разрешал было богомольцам видеться с Иннокентием, но ввиду того, что разрешенный часовой срок таких свиданий далеко переходил границы, архимандрит решительно воспретил общение иеромонаха с богомольцами.

В монастыре уже научились распознавать среди богомольцев тех, кто прибыл на Соловки исключительно для свидания с Иннокентием, и опальный инок в ограждение от таких богомольцев сидит теперь все время под надзором полиции. Из города Кеми вызваны в монастырь шесть полицейских стражников и четверо из Архангельска. Для прочности надзора за Иннокентием архимандрит монастыря назначил добавочную стражу из трудников монастыря.

Однако все эти меры нисколько не обескуражили поклонников Иннокентия. Число их все возрастало и возрастало. С большим трудом перебираясь в скит, отстоящий от монастыря в 27 верстах, они поодиночке скрывались в лесу и решили навсегда здесь остаться, выстроив себе шалаши.

Чтобы прекратить движение богомольцев на Голгофу, было отдано распоряжение задерживать при перевозке на карбасах на Анзерский остров всех подозрительных лиц, а полиция занялась розыском в лесу поклонников Иннокентия. Все задержанные доставлялись в монастырь и заключались в особое помещение. Затем их сажали на пароходы и отправляли обратно в Архангельск.

На обратном пути на пароходах поклонники Иннокентия учинили буйство. Когда пароход выходил из гавани, иннокентьевцы нервно бегали и кричали: «Мученик ты наш, святитель» и т.п. Некоторые вскакивали на борт и намеревались броситься в воду, однако команде, все время бывшей на стороже, каждый раз удавалось задерживать экзальтированных. Более буйных связывали веревками. Все время на пароходе творилось нечто невероятное: истерический плач, истерические крики, перемешанные с причитаниями и диким воем. Подобные истории повторяются на каждом соловецком пароходе, на котором находились поклонники Иннокентия.

В Архангельске при посадке богомольцев на пароходы хотя следят за иннокентьевцами, стараясь не допустить их ехать в монастырь, все же движение из Бессарабии в Соловки продолжается, но теперь иннокентьевцы, узнав о затруднениях, садятся на Мурманские пароходы.

Несмотря на то, что приняты все меры к розыску иннокентьевцев, многие еще скрываются в лесу, стараясь проникнуть к месту заключения Иннокентия.

В других газетных публикациях сообщалось, что власти уже рассматривали варианты, куда бы ещё подальше выслать иеромонаха Иннокентия — на Кольский полуостров или в Пустозерск (как протопопа Аввакума). Но отправлять Иннокентия в недоступное для его приверженцев место не пришлось, так как вскоре началась Первая мировая война, в связи с чем Архангельская губерния была переведена на военное положение и введены строгие ограничения на передвижение по железным дорогам.

Освободил Иннокентия из соловецкого заключения революционный 1917-й год. Он поехал в Бессарабию, где вновь проповедовал. Но в 1919 году был убит. Однако учение Иннокентия не забыто — его нынешние поклонники (а их несколько тысяч человек) проживают в Украине, в основном недалеко от города Котовска. Встречаются они и в Молдове, и в Румынии. И все трижды в год собираются в «Новом раю» — бывшем монастыре «Новый Иерусалим»...

Что же касается соловецкого внутримонастырского конфликта, о котором упоминается в первом абзаце газетной публикации, то подробнее о нём можно узнать здесь.

______________________________________________________

Предыдущий пост - Об обысках. И не только

Просмотров: 474 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края, Соловки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: