19:05 Якоря не бросать, или Зацепившийся "Валентин" |
Меня давно интересовал следующий вопрос: Как подавалась электроэнергия на возникшую в начале Первой мировой войны Бакарицу - и грузовой район Архангельского порта, и построенный рядом с одноимённой деревней посёлок? Ибо было известно, что "свет" на Бакарице был ещё до революции. Понятно, что в зимнее время он мог подаваться с помощью временной электролинии, сооруженной по льду Двины. Но как же тогда летом? Ответ на этот вопрос я нашёл в письме, отправленном 28 августа 1924 года Архангельским губисполкомом в адрес Совета Труда и Обороны СССР. В этом хранящемся в областном архиве документе говорится: "Город Архангельск расположен на правом берегу реки Северной Двины. Телефонная и телеграфная связь города с левым берегом, а также передача электрической энергии с центральной электростанции осуществляется посредством прокладки на тот же берег подводных кабелей в наиболее узком месте против электростанции. Все они в свое время различными ведомствами прокладывались без всякой системы и, как видно из прилагающейся справки, число их достигло 15, причем 70% бездействуют вследствие неисправности. Вся эта масса кабелей перепутана между собой и около левого берега к тому же занесена наносным песком, так что об исправлении их поодиночке не может быть и речи. Количество выпадающих из строя телефонных и телеграфных кабелей с каждым годом увеличивается, так что они в конце концов придут все в полную негодность. Прошедшим летом Электропредприятием Губисполкома была сделана попытка извлечения одного из элетрокабелей, но кончилась безрезультатно вследствие вышеизложенного. Между тем, оба электрических кабеля неисправны, а в ремонте их в настоящее время ощущается большая потребность. История их прокладки такова: В начале империалистической войны, когда Архангельск стал чуть ли не единственным портом в России и грузооборот его достиг небывалых размеров, на левом берегу Северной Двины в 7 километрах выше города около железнодорожной линии был сооружен портовый район Бакарица с причальными линиями для выгрузки океанских пароходов и со складочными помещениями для хранения там грузов. Портовое ведомство, в ведении которого этого района находился, для снабжения его током высокого напряжения с городской электрической станции проложило в 1916 году через Северную Двину подводный кабель (3 х 25 кв. мм) на 3000 вольт. Затем по левому берегу до верхнего конца Бакарицы был проложен подземный кабель (3 х 25 кв. мм на 3000 вольт). В разных местах Бакарицы были установлены 4 трансформатора общей мощностью 200 к.в.а. Весь же район порта был оборудован сетью низкого напряжения (меди до 900 пудов), а причальная линия и все помещения - электрическим освещением. Подводный кабель действовал до конца 1918 года, когда от неизвестной причины испортился. После неудачной попытки его ремонта в середине 1919 года по тому же месту был проложен второй кабель, который действовал до марта 1922 года. После его повреждения портовое ведомство даже не пыталось ремонтировать, объясняя отсутствием денежных кредитов. Таким образом, с начала 1922 года Бакарица перестала получать энергию из города и все ее электрооборудование приходит в постепенное разрушение..." К этому письму был приложен протокол совещания, состоявшегося в губисполкоме 22 августа. В нём. в частности, говорится: "Представитель Водосвета инженер Ф.А. Диц заявил: При ремонте электрокабеля обнаружилось, что у правого берега он сильно поврежден якорем, лежит на грунте без всякого погружения, перепутан с телефонными и телеграфными кабелями". Новое совещание по этому же вопросу состоялось менее чем через месяц - 17 сентября, когда из Москвы пришло известие о выделении средств на прокладку нового электрокабеля. Поэтому в одном из пунктов принятого в день постановления говорилось: "Весной 1925 года произвести землечерпательные работы по прорытию траншеи для заглубления кабеля в грунт". Именно так надеялись раз и надолго обезопасить электрокабель от повреждения якорями. Видимо, тогда же - весной 1925 года, когда на Бакарице вновь зажглись лампочки, на берегах Двины появились предупреждающие объявления ОСТОРОЖНО - КАБЕЛЬ. ЯКОРЯ НЕ БРОСАТЬ и соответствующий знак: А в том, что это предупреждение было необходимым и весьма актуальным для Архангельска, свидетельствует, например, следующая заметка, опубликованная в газете "Архангельск" 31 июля 1914 года: "Пароход на кабеле. Утром 11 июля пароход "Валентин", принадлежащий Герману, идя вверх по реке Двине с гонкой леса, вынужден был, вследствие отлива, бросить якорь, который зацепился в воде за телефонный кабель на завод Чудинова. О случае было заявлено в управление порта. "Валентин" простоял, зацепившись за кабель, весь день 11 июля". ____________________________________________________Предыдущий пост - Шеф жандармов, баснописец-губернатор и архангельский театр Следующий пост - Предприниматели сталинских лет |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||