13:16 Ямальский канал |
В 1916 году столичные газеты - как петроградские, так и московские — наперебой сообщали, что полуостров Ямал скоро может превратиться в остров. Причём в их публикациях говорилось, что «проект века» — прорытие канала через Ямал будет якобы осуществлять некая иностранная компания, получившая правительственную концессию. Так, газета «Русские Ведомости» писала: После напутственного молебна на яхте «Галилия» экспедиция Эльпорта отправилась к Иртышу и далее на север при благоприятной погоде. Предприниматели с глубокой верой в успех берутся за трудное дело, проникшись сознанием огромной пользы предприятия для Сибири и всего государства. Ямальский канал для пропуска речных судов с осадкой 5 футов будет готов через два года. В устье реки Салетты, а также у мыса Маре-Сале будут оборудованы пристани для приема судов: морских из Лондона и речных — из Тобольска и Томска, благодаря чему установиться прямое морское сообщение между портами Европы и Обской системой. На Тобольском Севере намереваются организовать добычу и экспорт графита, устроить лесопилки для экспорта леса заграницу и наладить экспорт мороженой рыбы, приготовление консервов и соленой рыбы... Если эта публикация была благожелательной, то автор статьи в газете «Коммерческий телеграф» — А. Бологой — критически относился к проекту и поэтому полемизировал с корреспондентом «Русские Ведомостей»:
Чем-то знакомым, хотя и забытым в рассеянности жизни, пахнуло на меня от упомянутой фамилии, и после некоторых усилий я нашел в своем столе карточку «И.И. Эльпорт. Редактор-Издатель «Новоземельской газеты» и «Северного журнала». Есть и приписка, извещающая, что скоро будет прислан готовый к выходу первый номер газеты.
Но этой ежедневной газеты, которая по мысли издателя, должна быть специально посвящена вопросам колонизации и эксплуатации Новой Земли, я так и не увидел — редактор-издатель поехал строить канал... Интересно, на чьи деньги?..
В те же дни 1916 года газета «Новое время» сообщала: Весь путь будет заключаться следующих пунктах: у Мыса Каменного будет оборудована пристань Обская, с зданиями и нужными приспособлениями для остановки и ошвартовки судов. На водоразделе Ямала на озере Талын-То будет оборудован канал длиною в 36 сажен, на р. Салетта и в северной вершине р. Юрибей будут устроены шлюзы с расчётом пропуска судов грузоподъёмностью до 75000 пудов и осадкою в пять футов. И, наконец, у мыса Марра-Сале будет устроен порт Ямал, где находится словно нарочно созданная к услугам этого пути гавань, глубокая и просторная у острова Литке, где могут останавливаться морские суда с самой глубокой осадкой. Конечно же, меня не мог не заинтересовать вопрос: кто были авторы проекта? Об одном из них - И.И. Эльпорте — сведения крайне скупы. А вот об его единомышленнике — Константине Дмитриевиче Носилове, чья биография напрочно связана с Архангельском и Новой Землёй — удалось узнать намного больше. Например, со страницы catofoldmemory.livejournal.com, на которой, в частности, сообщается: К.Д. Носилов. Фото с сайта www.mvk-yamal.ru
...Что уж совсем фантастично, Носилов в 1915 году получает от правительства концессию на устройство канала через Ямал! Этот факт, к слову, потряс А. Омельчука, который прямо задал вопрос: «Где сын сельского священника, писатель без серьезных финансовых источников, раздобыл средства для создания акционерного товарищества?» Для оправдания своего героя биографу даже пришлось пойти на явно нелепые объяснения: «Носилов был достаточно состоятельным человеком, хотя бы уже потому, что ежегодно выпускал по нескольку книжек, регулярно сотрудничал в «Новом времени», гонорары в котором выплачивали достаточно высокие. Состоятельный, но не богач. Надо полагать, что в полярное товарищество Носилов привлек влиятельных промышленников, которых нетрудно было отыскать и на Урале, и в столицах — в условиях войны вклады в северные предприятия были надежнее». Издатель «Нового времени» А.С. Суворин был известен как жуткий скряга (иначе он сам никогда не стал бы богачом), потому платил гонорары весьма скромные — и подвергался нападкам, что погубил своего друга А.П. Чехова, выплачивая ему так мало, что писатель постоянно страдал от нехватки денег и не мог поехать за границу на лечение. Представить, чтобы он платил Носилов гораздо больше, чем популярнейшему Чехову, решительно невозможно. Выпускаемые Носилов книжки были в подавляющем большинстве отдельными изданиями рассказов для детей в десять — двадцать страниц, какие с них доходы. Его книги о путешествиях хоть и пользовались стабильной популярностью, но в весьма ограниченном кругу. О привлечении каких то пожелавших остаться неизвестными промышленников в 1915 году и говорить не стоит. Большинство из интересовавшихся севером были прочно связаны с компанией Й. Лида, уже приносившей прибыль перевозками по Северному морскому пути. Но в мемуарах Й. Лида ни о каких проектах ямальского канала известий нет. Да и зачем ему вкладывать акционерские деньги в затратное дело, которое если и окупится, то через уйму лет? Пока вполне хватает хлопот с организацией перевозок по привычным маршрутам.
Более подробно о Константине Дмитриевиче Носилове можно узнать по следующим ссылкам: catofoldmemory.livejournal.com и ru.wikipedia.org/wiki ______________________________________________________ ______________________________________________________Предыдущий пост - Здание, побывавшее сараем Следующий пост - Kenyérmezö, Skalmierzyce, Велес... |
|
Всего комментариев: 0 | |