Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

10:54
Кашалот и Лайский Док

В 1960-х и в самом начале 1970-х годов я довольно часто ездил к родственникам в посёлок Лайский Док, куда в летнее время в ту «доавтобусную» пору можно было добраться только пригородными теплоходами, ходившими по линиям Архангельск-Рикасиха и Архангельск-Северодвинск.

Те, кто путешествовал этими маршрутами, возможно, помнят, что местная пристань встречала приехавших своеобразным запахом, который назвать приятным было нельзя. А исходил он от находившегося вблизи от пристани жирзавода, о бывшем механике которого (как и о предприятии в целом) рассказал в 2002 году журналист северодвинской газеты «Корабельная сторона» Олег Химаныч. В его статье Гвардеец флота из Лайского Дока есть следующий абзац:

...Техническое хозяйство здесь имелось большое и отдельное от поселка и дока: свои цехи, своя котельная, даже своя водонапорная башня. Завод перерабатывал тюленя, было время, в дело шла и белуха, но в основном жили за счет беломорских зверобоек. По весне подгоняли к лайскому причалу баржи с тюленьими тушами, и туш этих считали на тысячи. К слову, в год, когда Барышев пришел на жирзавод, в море добыли рекордное количество — 300 тысяч. Туши — на элеватор, а там — на разделку и под вальц-пресс двадцати семи тонн... Производство было тяжелое: обработку зверя по обыкновению начинали уже летом, по теплу мясо разлагалось, зловоние еще то. Да и от «рыбьего жира», завод имел под него емкости по 400 тонн, запах исходил далеко не парфюмерного образца...

К процитированному, казалось бы, и добавить нечего — представление о бывшем Лайском жирзаводе читатели получили. Однако просматривая на днях подшивку газеты «Правда Севера» за 1933 год, я узнал, что дополнить ранее сказанное можно — например, содержанием заметки, в которой сообщалось, что в том году коллективу завода в первый и, видимо, единственный раз пришлось заняться переработкой кита:

Как известно, около года тому назад на побережье Канина Носа морем выбросило огромную тушу гостя южных широт кашалота (кашалоты не заходят никогда выше 40° северной широты и водятся преимущественно в Тихом океане, кашалот после кита-полосатика является самым крупным известным на всем земном шаре).

Советские зимовщики сообщили в Архангельск о неожиданном подарке моря. Канинским кашалотом заинтересовались советские ученые; всех занимал факт заплыва южного исполина на координаты 68° 39' северной широты.

Между тем, «Морзверпром» медлил с вывозом туши кашалота в Архангельск. В «Правде Севера» появился фельетон «Слезы кашалота», доставленный одним из зимовщиков радиостанции Канин Нос.

После появления фельетона «Морзверпром» зашевелился и снарядил судно для доставки в Архангельск. Пролежавший чуть не год на камнях побережья кашалот доставлен на моторно-парусном боте «Севройод-7».

Тихоокеанское чудовище попало на салотопленый завод в Лайский Доке. Из сохранившихся останков кашалота получено 36,9 центнера шелеги (сала для перетопки). Большие белые зубы кашалота, похожие на моржовые клыки, переданы краевому музею.

______________________________________________________

Предыдущий пост - На «Двине» по Двине...

Следующий пост - Булычёв против «Надежды»

Просмотров: 1297 | Добавил: Bannostrov | Теги: История края | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: