19:22 "Католиков не обслуживаем!", или Зайдите всё-таки в архив... |
За последние два десятилетия в ряде телесюжетов местного телевидения и в публикациях архангельских газет (как областных, так и районной "Холмогорской жизни") неоднократно сообщалось о якобы сенсационных находках в Холмогорах: то об обнаружении останков Антона Ульриха Брауншвейгского, то о вскрытии захоронений, где будто бы покоятся расстрелянные в начале 1920-х годов заключенные тамошнего лагеря. Причём вывод каждый раз делался не с предъявлением соответствующих архивных документов, а лишь потому что кому-то очень хочется, что бы было именно так. Взывать же с просьбой предоставить необходимые обоснования бесполезно. Ибо ответ один: а кто иной может быть захоронен не на общем кладбище, и кто как не заключенные лагеря могли быть захоронены по несколько тел в одной могиле? А значит, именно они пали от пуль большевиков и ими же в общие ямы свалены! Примечательно, что в числе так заявляющих есть и представители местной епархии. Чтобы не показаться голословным, приведу отрывки из двух публикаций в газете "Холмогорская жизнь" за 13.10.2006 г. и 3.08.2007 г. "...В Холмогорах во время копки траншеи под силовой камень были обнаружены останки людей. Как свидетельствуют очевидцы, было поднято на поверхность около тридцати черепов. Все они обнаружены практически в одном месте и засыпаны известью..." Далее следует ссылка на неназванные "исторические документы" , якобы свидетельствующие, что именно на месте находки были расстреляны русские офицеры и духовенство. Затем в первой публикации говорится: "Настоятель Холмогорского православного прихода иеромонах Леонтий и члены православной общины ведут работы по установке на месте найденных останков поклонного креста..." Во второй публиции сообщается, что во время очередных раскопок "найдены кости скелета и череп, ранее принадлежавшие человеку крепкого телосложения, а также остатки практически сгнившего деревянного гроба" и что эти раскопки велись "по благословению настоятеля Холмогорского православного прихода". Что сказать по поводу процитированного? Только следующее: любые археологические раскопки разрешается проводить только после получения так называемого "открытого листа", а не по "благословению духовного лица". Который, как я считаю, не вправе ни по религиозным, ни по общечеловеческим нравственным принципам побуждать других тревожить прах давно усопших. Что же касается неназванных "исторических документов", то повторяю: за все эти годы ни один из авторов на телеэкранах показанного или в газетах напечатанного не удосужился зайти в областной архив и узнать о захоронениях, сделанных в Холмогорах вне территории кладбища. А я вот удосужился, причём много-много раз, и поэтому сегодня могу ознакомить хотя бы с таким фактом: В середине апреля 1834 года в Кодыше (Холмогорский уезд) тяжело заболел солдат местной инвалидной команды Войцех Ковицкий (Wojciech Kowicki). Его имя и фамилия свидетельствуют о польском происхождении. Именно так и было - он один из участников восстания 1830-1831 годов. После его подавления рядовой состав расформированной польской армии был разослан небольшими группами в различные воинские части империи, в том числе и дислоцированные в Архангельской губернии. Ковицкому же выпала участь служить в Кодышской инвалидной команде (подчинявшейся командиру 1-го Архангелогородского батальона). А поскольку в небольшом воинском подразделении не было своего лекаря (как тогда именовали фельдшера), то заболевшему оставалось уповать только на бога. Поэтому пригласили местного священника, но тот посетить Ковицкого отказался. Пришлось едва живого человека везти в уездную "столицу", но и там настоятель Холмогорского Спасо-Преображенского собора был также не приклонен - "Иноверцев-католиков не обслуживаем!" Более того, когда Ковицкому стало совсем плохо и он попросил его исповедовать, облачённый в рясу христианин отказал в просьбе другому христианину. И Войцех Ковицкий умер неисповедованным... Холмогоры. Спасо-Преображенский собор Возмущенный этим фактом командир 1-го Архангелогородского батальона подполковник Плеханов 3 мая 1834 года сделал соответствующий запрос епископу Архангельскому и Холмогорскому Георгию, в котором, в частности, писал: "Будучи в трудном положении, просил о принятии его на исповедь по греческому обряду, но протоиреем Холмогорского собора не был принят, а по смерти тело его предано земле без церковного чиноположения..." Епископ поступил так, как и ныне поступают чиновники, - переслал запрос тому, на кого пришла жалоба - протоиерею Иоанну Невдачину. А тот, не собираясь что-то объяснять, лишь сообщил, что "тело умершего Войцеха Ковицкого без отпетия по чиноположению Восточной Греко-Российской Церкви предано земле вне ограды рядом с телами скончавшихся в гибельную годину холеры". Здесь следует сказать, что в 1830-1831 годах большинство губерний России было охвачено страшной эпидемией холеры. Не минула она и Архангельскую губернию, в некоторых городах и уездах которой едва успевали погребать умерших. Понятно, неисповедованных и неотпетых. Поэтому их, в большинстве православных, по церковным правилам хоронили за пределами кладбищ - в общих могилах, а тела засыпали известью. Также поступали и в Холмогорах... Я мог бы привести ещё ряд найденных в архиве фактов, но полагаю, что и вышесказанного достаточно, чтобы сказать: не спешите делать и озвучивать/публиковать скоропалительные выводы, прежде зайдите в архив и полистайте документы. И тогда выяснится, что в появлении захоронений, найденных в неотведённых для погребения местах (не на кладбищах), виновны не те, кого без обоснования обвиняют, а те, кто обвиняет, точнее, их предшественники. ____________________________________________Предыдущий пост - Скорбные списки и ранее неизвестная телеграмма Сталина Следующий пост -Денатурат для чиновников |
|
Всего комментариев: 0 | |