21:24 Художник Борисов: мнение из 1914-го |
О художнике Александре Борисове в местной прессе как в наши дни, так и в прошедшие десятилетия говорится и сказано весьма много. Причём исключительно положительно — и о его творчестве, и о личности. Но как свидетельствуют газетные публикации дореволюционной поры, отношение к нему в Архангельске тогда было иным. Например, по той причине, что Борисов «проталкивал» проекты строительства железных дорог, которые конкурировали с проектами, экономически выгодными Архангельску и губернии (об этом рассказывалось в сообщении «Настроение, враждебное нам...» ). Были и другие претензии к художнику, которые находили своё отражение в публикациях местных изданий. Так, в газете «Архангельск» 1 апреля 1914 года была напечатана заметка следующего содержания:
В «Дне» помещена интересная корреспонденция о художнике Борисове. В корреспонденции приводятся любопытные факты, которые знают многие архангелогородцы, но которые до сих пор не были оглашены в печати.
После разных приключений «Мечта» добралась до Новой Земли. Уже оттуда Борисов совершал на ней небольшие поездки. Но от судьбы не уйдешь, и эта калоша потерпела аварию у берегов Новой Земли в 1901 году. Поблизости случайно оказался самоед Максим Пырерко. Он доставил Борисова и его спутников на становище.
Сейчас трудно сказать, в действительности или нет дом-усадьба художника были построены на казённые деньги — надо искать соответствующие документы в архивах. Впрочем, если даже и произошло так, как писал автор анонимной заметки, то все равно дом Борисова после его кончины стал казённым — в нём в советское время разместили санаторий. Но об этом в 1914 году никто, конечно, знать не мог, посему кампания чёрного пиара по отношению к Борисову продолжилась. Например, 15 апреля в той же газете был помещён репортаж о выставке художников Севера. Его автор, подписавшийся одной буквой Г, положительно оценил творчество Писахова (...Особенно хороша его картина «Надвигается туман») и тут же, как мог охаял Борисова: А.А. Борисов совершенно не живописец; все у него безвкусно и местами даже аляповато, как «Грюнвальд». Не дурен был бы этюд его «После ледохода» если бы не лед, который у него совершенно не живой. Он застыл в своем развитии и не движется вперед. Судя по другим публикациям автора процитированных публикаций, можно сказать, что он принадлежал к кружку местной интеллигенции, группировавшемуся вокруг Писахова (или дружившему с ним). А у этого художника, судя по всему, были сложные отношения с Борисовым или, по крайней мере, творческое состязание. Но время примирило их, так как ныне на одной улице Архангельска недалеко друг от друга находятся и музей художественного освоения Арктики имени Борисова, и музей Писахова. Однако опять же на противоположных сторонах Поморской... ______________________________________________________Предыдущий пост - Епископ Феодосий и украинизация епархии |
|
Всего комментариев: 0 | |