Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

14:22
Когда священник крестить уставал...


О взаимоотношениях государства и церкви в советский период в последнее время сказано и написано, казалось бы, более чем достаточно. И в каких тонах и с вынесением каких оценок, известно. Особенно нынешними историками от РПЦ. Несколько по-иному взглянуть на то время позволяют хранящиеся в областном архиве документы, например, "Справка о празднике в Каргопольском районе", посланная 1 июня 1948 года уполномоченным по делам РПЦ по Архангельской области А. Окольничниковым первому секретарю обкома ВКП(б) Б.Ф. Николаеву и председателю облисполкома И.Г. Латунову. Её текст, причём с появившимися, видимо, во время перепечатки ошибками, провожу полностью:

"20 июня с.г в г. Каргополе торжественно отмечался церковный праздник "Троица". С давних времен в Каргопольском районе заведен обычай в "Троицын день" собираться в Каргополе всего населения района. В текущем году в Каргополь съехалось не только население Каргопольского района, но часть была из Няндомского, Приозерного районов.

Всего примерно было в Каргополе в этот день более 2000 человек, при этом сбор начался с 19 июня, праздник продолжался до 21 июня включительно.

Чтобы привезти больше народа в Каргополь и выполнить транфинплан, капитан парохода "Никитин" тащил буксиром баржу, заполненную народом. За один рейс доставил 500 человек. Священник Каргопольской церкви Филатов в этот день обслужил примерно 1000 верующего населения и крестил 120 детей, церковный сбор составил 2500 руб., кроме того население пожертвовало священнику 500 штук яиц, хлеба, рыбников 100 кгр.

По словам священника Филатова, "праздник прошел хорошо, народу было много, крестить детей устал".

По инициативе предприимчивого капитана парохода "Никитин" была организована прогулка по реке Онеге, обслужено 160 человек, дом культуры поставил два киносеанса, организовал танцы на 20 пар. В то же время не было спортигр на футбольном поле около церкви, не было выступлений самодеятельности на открытом воздухе. Молодежь по своей инициативе организовала пляску "кадриль".

К процитированной справке была приложена другая - об обложении священника и старосты Каргопольской церкви подоходным налогом. Из неё явствует, что настоятель церкви Николай Васильевич Филатов с выявленного у него дохода в 8060 рублей заплатил налог в сумме 1193 рубля. А церковный староста Михаил Васильевич Петуховский с 4779 рублей - 434 рубля 80 копеек. Из этих цифр следует вывод, что шкала налогообложения для церковнослужителей была прогрессивной: чем больше доход, тем выше процент отчисления. А о том, сколько заработали в праздничные дни другие, например, экипаж парохода и предприятия торговли, Окольничников, конечно, не сообщал, ибо они состояли в другой "епархии".

Пароход «И.С. Никитин». Фото с сайта http://static.panoramio.com

Что же касается своих подопечных, то к ним в вопросе финансовых доходов он был строг и требователен. Подтверждением тому служит воспроизведённый ниже бланк телеграммы:

В ней благочинный Образцов, он же священник Красноборской церкви, сообщал 7 октября 1948 года Окольничникову о выполнении в своём благочинии квартального плана по исполнению треб и по валовому доходу. А итоги квартала, как видно из телеграммы, были таковы: крещений - 840, отпеваний - 434, венчаний - 21, валовой доход - 235911 рублей.

Факт отправки подобной отчётности объясняется только одним: несмотря на антирелигиозную пропаганду (правда, несравнимо сдержанную по сравнению с последующим хрущёвским периодом), государство фактически было заинтересовано в увеличении исполнения церковных треб. Ибо, чем больше их было исполнено, тем больший доход был по церквям и благочинию и тем большая сумма налогов поступала в государственную казну. Правда, налог брался не с прихода или храма, а с церковнослужителей, которые, как и все работающие граждане СССР, платили подоходный налог. Поэтому, чем активнее они работали, точнее, служили, чем больше треб исполняли, тем больше был их доход и тем большие отчисления шли государству. Так что экономика перебарывала идеологию.

В заключение несколько слов об А.И. Окольничникове. Александр Иванович происходил из крестьян Черевковской волости, родился, видимо, в 1895 году (осенью 1914 года ему было 19 лет). С 1911-го по июнь 1914-го проживал и учился в Архангельске, после чего учительствовал на родине. А жил в черевковской деревне Фаустовой. Состоял под негласным надзором полиции (все эти сведения как раз взяты из полицейского донесения о нём - фонд 1187, оп.1, д. 1888). После революции А.И. Окольничников - на педагогической, партийной и советской работе. В годы Великой Отечественной войны - секретарь Архангельского облисполкома. А после войны и до кончины в августе 1953 года - уполномоченный комитета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Архангельской области. Из его подробнейших отчётов и подготовленных им справок как раз и можно получить самые достоверные сведения о взаимоотношениях государства и церкви в сталинский период и, в частности, узнать, когда священник "крестить детей уставал"...

________________________________________________________

Предыдущий пост - Берия и «Родина»

Следующий пост - Шеф жандармов, баснописец-губернатор и архангельский театр

Просмотров: 1716 | Добавил: Bannostrov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Алексей Морозов  
0
Добрый день! Окольничникова звали Анатолий Иванович, он родился в 1894 г. и умер в 1953 г., похоронен на Ильинском кладбище Архангельска. Могила сохранилась, но в запущенном состоянии.

Имя *:
Email *:
Код *: