19:19 Короче говоря, Питер... |
На сайте «Энциклопедия Санкт-Петербурга» есть такие сведения о северной столице: На правом берегу Невы при впадении в нее р. Охты стояла шведская крепость Ниеншанц с городом Ниен (рус. Канцы). 16.5.1703 на Заячьем острове заложена крепость, получившая 29.6.1703 наименование Санкт-Питер-Бурх (город Св. Петра). В нач. 18 в. появилась разговорная форма Питер. С этой краткой формой названия города знаком, полагаю, каждый житель нашей страны. Причём слова «Питер», «питерский», «питерцы» были в ходу и тогда, когда он назывался Ленинградом. То есть они звучали почти всю более чем 300-летнюю историю северной Пальмиры — с начала восемнадцатого века, как говорится, в упомянутой энциклопедии. Конечно, сказать точнее, когда возникла эта укороченная разговорная форма, трудно. Однако что касается нашей Архангельской области, вернее, крестьян, населявших её территорию в указанном веке, то можно утверждать следующее: эти слова были в ходу здесь практически сразу после появления Санкт-Петербурга — ещё до 1710 года. Об этом свидетельствует хранящийся в РГАДА (Российском государственном архиве древних актов) документ с которым я ознакомился на днях. Составлен он же был в связи с тем, что крестьянин деревни Копанской Красновской волости Устьмошенского стана Пётр Косачев согласился отправиться на два месяца на работы в Санкт-Петербург вместо другого крестьянина (на которого выпал жребий). Условия данного соглашения и были оговорены в этой бумаге. А начиналась она с даты, написанной ещё в буквенном обозначении (подчёркнута) - 1710 год:
Далее в тексте упоминается столица в официальном наименовании: Санктъ Питеръ Бурхъ
Но там, где говорится о выплаченной Косачеву сумме (три рубля и тридцать алтын) за наём на работу и «лошати на корм", уже написано: «до Питера»
Поскольку этот документ был составлен в феврале 1710-го, то понятно, что эти словом пользовались и ранее - по крайней мере в 1709 году. А так как Красновская волость (ныне территория Плесецкого уезда) была глубинкой, то можно полагать, что, например, в Архангельске северную столицу называли Питером ещё раньше.
А почему возникла эта укороченная разговорная форма, понятно: чем произносить громоздкое составленное из непонятных иностранных слов сочетание «Санктъ Питеръ Бурхъ», удобнее и легче было сказать «Питер». Причём удобнее и легче как москвичам, так архангелогородцам и жителям северной глубинки, которые сначала принудительно, а потом и по своей воле ездили на строительство новой столицы. Как Пётр Косачев и его земляки...
Предыдущий пост -
И вновь те же причалы
Следующий пост -
Площадь Терёхина — 1960-1970-е годы
|
|
Всего комментариев: 0 | |