20:21 Кощунственная попытка унизить |
27 сентября я сообщал о том, что появление в Архангельска Обелиска Севера было встречено неоднозначно и для примера процитировал критическую публикацию 1930 года, автор которой предпочёл спрятаться под псевдонимом. А вот автор другого критического выступления, но по другому поводу, точнее, по поводу имеющегося в нашем городе с 1914 года иного скульптурного изображения — памятника Петру Первому — не стал прятаться. Им был художник и писатель Александр Николаевич Бенуа, который сказал следующее: Статуя Антокольского вовсе не передает того, кого она должна изображать. Это не Пётр. И если это толкование нашей эпохой личности Петра, то можно лишь пожалеть о нашей эпохе. Начать с того, что эта статуя просто полна неточностей при желании дать исторически верный образ. Ни сама голова не похожа на абсолютно достоверный слепок Петра; ни фигура — тяжелая, рыхлая — не похожа на современные ему изображения, которые все передают нам фигуру Петра стройной, сухой, костистой, нервной, скорее, чересчур вытянутой. Фигура, лепленная Антокольским, изображает тяжело ступающего, больного человека и совершенно не убеждает, что такой человек мог быть тем грандиозным работником, тем вечно подвижным, мечущимся, всегда куда-то спешащим оргиастом творчества, которого мы видим и на старинных портретах, и во всех мемуарах современников.
Но и душа не Петра в статуе Антокольского. Нет ужаса в ней, а лик Петров был действительно ужасен. В этом была характерная черта, подавляющий гипноз, которым действовал царь на близких и далёких. Пётр и наружностью своей был создан, чтобы править. Его душа, страшная, страждущая и торжествующая, жаждущая опьянения и до отчаяния зоркая, глядела из каждого мускула его лица, из выпученных, мучительно блистающих глаз, из извилин тонких губ, из выдающихся скул, из всего плоского, круглого. несколько кошачьего или, вернее, тигрового лица. В лице Петра всегда была ярость и ярость, оно никогда не потухало и не опускалось. В минуты тяжкой усталости оно принимало выражение далеко ушедшей, но всё ещё где-то громыхающей грозы с бегающими и сверкающими по горизонту молниями-судорогами.
Марк Антокольский
Можно бы ещё простить Антокольскому, что он сделал Петра непохоже, что он даже костюм его не сумел передать типичнее, но, что в его Петре нет и слабого ответа той озарённости, которая и была «настоящим Петром», его душой, его смыслом, его победой и его крестом, что и намёка на эту озарённость нет в прозаичном изображении, выданном Антокольским за Петра, — вот это непростительно. Вот это навсегда лишает его статую монументального смысла. Это не апофеоз Петра, это даже не портрет Петра, а кощунственная попытка унизить величайшего, самого изумительного, самого «божественного» человека новой истории до обыденности. После цитирования, полагаю, правомерно задать вопрос: «А что бы сказал Александр Бенуа, если бы узнал, что спустя столетие изображение памятника работы Антокольского появится на 500-рублёвых купюрах?» — Видимо, к сказанному о кощунственной попытке унизить, добавил бы лишь два слова: «Ниже некуда...» _____________________________________________________Предыдущий пост - Соломбальские пожары 1841 и 1799 годов |
|
Всего комментариев: 0 | |